«Все эти дизайнеры — просто навык»: чему сейчас нужно и чему уже не нужно учить?
Эта дискуссия на ММСО началась с рассуждений, нужны ли в наше время гуманитарии, а перешла к теме кризиса профессий как общего явления.
Фото: Sarah Mason / Female Focus Collection / Getty Images
На дискуссии «Процент креативности: зачем тяжёлой промышленности творческие индустрии?», состоявшейся на Московском международном салоне образования, попытались охватить сразу много больших вопросов одновременно. Поговорили и на вечную тему о разнице между «физиками и лириками», и о том, зачем учить гуманитарным дисциплинам, если «всю гуманитарную сущность, всё, что связано с творчеством», как предположила модератор, может в той или иной мере заменить генеративный искусственный интеллект. И тему перспектив образования для креативных индустрий тоже немного затронули.
Стоит оговориться, что под гуманитарными направлениями, судя по тому, как пошло обсуждение, подразумевалась максимально широкая рамка, включающая в себя, в том числе, креативные сферы деятельности из искусства и культуры (напомним, что если ориентироваться на Общероссийский классификатор специальностей по образованию, то, собственно, к гуманитаристике относятся языкознание, история и археология, философия, теология). В ходе дискуссии почему-то особенно досталось профессии дизайнера — хотя дизайнеров среди участников не было.
Поскольку рамка темы оказалась слишком широкой, спикеры затронули совершенно разные аспекты. Однако общие большие вопросы в этом обсуждении всё же проявились. И они действительно заслуживают того, чтобы о них задуматься.
А нужны ли теперь гуманитарии?
Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант заметил, что в любой технологической компании, в том числе в «Яндексе», программистов на самом деле меньше половины общей численности персонала, а сильные продакт-менеджеры, как правило, — больше гуманитарии, чем технари. Почему так? Для того чтобы создавать продукт, которым будут пользоваться множество людей, необходимо сотрудничество большой команды. И в этом сотрудничестве «клеем», который объединяет команду, включающую в себя людей и технических, и нетехнических профессий, выступают, по наблюдениям Андрея Себранта, как раз гуманитарии. В то же время он подчеркнул, что роль и функции гуманитариев очень изменились по сравнению с тем, как их представляли ранее. Об этом следует помнить, выбирая себе сферу деятельности. Если, например, человек сейчас решает поступать в языковой вуз, объясняя свой выбор тем, что он хочет снижать в мире языковые барьеры, то это в современной реальности, конечно, кажется странным.
Андрей Себрант
директор по стратегическому маркетингу «Яндекса»
— Мне кажется, что очень важная и очень полезная фишка гуманитариев — они достаточно легко ориентируются в ситуации каких-то новаций. Я не хочу сказать, что программисты более косные, но люди, занимающиеся точными науками, в каком-то смысле чуть более ригидные, чуть более уверенные в том, что «есть фиксированная картинка мира, и давайте эту картинку мира будем уточнять». Идея о том, что картинка мира может плыть под руками, немножко чужда человеку, который занимается строгой наукой.
Есть прекрасные и гибкие люди, занимающиеся техникой. И очень консервативные гуманитарии тоже встречаются. Но, в принципе, гуманитарный скилл — не бояться нового, экспериментировать и иногда быть готовым к тому, что мир поменялся совершенно не так, как ты на это рассчитывал, — этот навык может быть «научен» со стороны гуманитариев.
В этом смысле в мире, где всё создаётся междисциплинарными командами, роль гуманитариев очень высока. Другое дело, что это может оказаться не совсем привычной ролью.
Советник генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Иван Карпушкин, в свою очередь, заметил, что как раз глубокое изучение языка — причём родного — имеет громадное значение для гармоничного развития личности, чем бы потом человек ни занимался.
Иван Карпушкин
советник генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»
— В первую очередь для гармоничного развития личности нужно очень хорошее, глубокое понимание и знание своего языка. Так как через язык формируется любая технология. Язык — это базовая технология. На языке базовой технологии строится всё остальное. Как бы ни менялись технологии, как бы сложны они ни были, откуда бы они ни приходили, если ты не умеешь пользоваться собственным языком, если ты не знаешь, откуда он «растёт», как устроена его корневая система, как понятийный аппарат формируется в контексте твоей культуры, конечно же, ты ничего понимать не будешь.
Поэтому базовое, первое — язык. Чем неопределённее мир, тем лучше и глубже надо изучать собственный язык. А всё остальное уже сверху. Всё, что связано с визуалом, с визуальными искусствами, — на мой взгляд, если можно ставить их в очередь, то это вторая очередь.
Кроме изучения языка и занятия визуальными искусствами, по мнению Ивана Карпушкина, для гармоничного развития человека нужны занятия музыкой. Эту точку зрения развил и объяснил подробнее, почему музыка так важна, заслуженный учитель России, директор центра образования №686 «Класс-Центр» Сергей Казарновский. Если вкратце — это помогает развивать многосторонний и глубокий взгляд, который, опять же, важен везде, какую бы сферу деятельности человек потом ни выбрал.
Сергей Казарновский
заслуженный учитель России, директор центра образования №686 «Класс-Центр»
— Мы говорим «ладовая конструкция в музыке». В русской музыке такая ладовая конструкция, у китайцев другая, на Востоке — третья. И это всё очень недетерминированные вещи.
Или нам говорят в школе: «Читайте это выразительнее». Это как? Сейчас уже выразительнее или пока ещё нет? Или говорят художнику: «Мазок надо делать жёстче». Сейчас уже жёстче или ещё нет? Это недетерминированные вещи. Очень важные вещи.
Долгий тренинг такого рода занятиями или написанием текстов приводит к появлению очень важных для человека качеств: нет чёрного и белого, есть полутона, есть оттенки, есть жанр, есть стиль, есть то, что альтерацией называется в музыке. Это очень важное для человека качество, чем бы он ни занимался потом. Потому что это даёт способность к креативности, к критическому мышлению и так далее. Поэтому, когда мы говорим о гармонично развитом человеке, я лично подразумеваю это.
В чём большая проблема гуманитарного образования (да и не только гуманитарного)?
Все спикеры оказались согласны с тем, что гуманитарная и творческая сфера актуальности не утратила. Другой вопрос — когда и как её изучать. Одно дело — в составе общего, базового образования (очевидно, что это полезно). И совсем другое дело — в качестве будущей профессии.
Сергей Капков
экс-руководитель Департамента культуры г. Москвы, основатель и руководитель Московского центра урбанистики
— Ребёнок начинает рисовать, если мы об образовательном процессе, раньше, чем писать и читать. Любая педагогика начинается с музыки, если вы учите своего ребёнка музыке, то он потом намного легче учит иностранные языки. Поэтому задача какая? Детский сад — культурно-эстетическое [образование], образование в школе — определение творческого потенциала и образовательная часть, чтобы человек имел навыки. Потом развилка — идти ли в средне-специальное образование [или в высшее].
Когда дело касается выбора профессии, мы теперь упираемся в проблему: то, что раньше считалось отдельной специальностью, рискует в наше время превратиться лишь в универсальные навыки, которые по определению должны быть у любого — как в своё время случилось с профессией машинистки. Иван Карпушкин привёл как более современный пример узкопрофильных переводчиков — сейчас знание языков требуется уже всем, чтобы читать научные и профессиональные тексты из своей области деятельности.
Правда, большая проблема кризиса профессий касается отнюдь не только гуманитарной сферы. Андрей Себрант привёл в пример новое понятие промпт-инжиниринга. Его тоже порой называют новой профессией, но ведь, по сути, это всего лишь навык, необходимый в разных профессиональных областях, так же как навык работы с каким-то софтом. Сейчас говорить о каких-то устоявшихся и постоянных профилях, профессиях вообще стало очень сложно, считает Андрей. «Всё больше и больше как человек, более-менее профессионально занимающийся современным образованием, я понимаю, что сейчас то, что нужно формировать у школьника, студента, чтобы ему комфортно жилось дальше, — это набор навыков», — заключил он.
Иван Карпушкин продолжил мысль о кризисе профессий своим наблюдением о вреде профориентации. «Какой смысл профориентировать в профессиях, которых не будет через пару лет? Бессмыслица полная! Профориентация — штука хорошая, но ненадёжная, а на длинном плече вредная, на мой взгляд, — сказал он. — Историю с профориентацией нужно как можно быстрее переосмыслять для того, чтобы всё-таки наши дети не сталкивались с кризисами, с которыми, например, сейчас столкнутся те, кто почему-то выбрал своей траекторией многие креативные индустрии. Сейчас мы в профессиональном среднем образовании зачем-то начали учить много дизайнеров, понимая, что технологии <…> „вымывают“ их, и 70–80% этих дизайнеров в ближайшие десять лет будут „вымыты“ с рынка. А дети ставят на это собственную жизнь. Их „спрофориентировал“ кто-то из прошлого, чтобы они занимались этим в будущем».
«Все эти дизайнеры — это правда просто навык. У меня в организации любой сотрудник может сделать и бренд-проект», — согласился Сергей Капков. Он также отметил в своём выступлении важную мысль, проводя аналогию с советской системой образования: направление образования всегда определяет его заказчик. А это значит, что всё зависит от того, какая будет экономика. «Если вы выстраиваете систему промышленного образования под „Яндекс“, это будет одна система экономики. Если вы выстраиваете под военно-промышленный комплекс, это будет другая. <…> Вся система всё равно строится с детского сада. Научите детей лепить, рисовать, привейте им желание в этом развиваться. Дальше школа, система дворцов культуры, система дополнительного школьного образования на выход в экономику». В то же время «растить лириков, которые не нужны стране, их и так полно», по его мнению, неадекватно реальности.
А ещё Сергей Капков высказал идею о том, что никаких особых «креативных индустрий» на самом деле не существует. Просто потому, что любая сфера деятельности — на самом деле креативная. Поэтому, опять же, чем бы человек ни занимался, а творческие навыки ему в любом случае понадобятся.
Читайте также:
- Цифры: кого больше среди студентов — гуманитариев или технарей?
- Министр предложил отправлять студентов-технарей на учёбу в творческие вузы
- Как нейросеть ChatGPT поставила на уши гуманитарное образование
- Профильное образование есть лишь у половины работающих в креативных индустриях
- «Технарям нужны гуманитарные навыки»: 6 трендов IT‑образования в EdTech
- Студентам-технарям оказалось проще пережить дистант, чем гуманитариям