К такому выводу пришёл сотрудник Скандинавского исследовательского института инноваций, науки и образования Андреас Фиджеланд. Его работа опубликована на сайте журнала Economics of Education Review.
Что изучал исследователь
В Норвегии обязательное школьное образование ограничивается десятью классами. После этого подростки могут поступить в старшую школу, где предусмотрены как академические, так и профессиональные программы. При этом прежде всего выбирают направления подготовки и уже затем определяют подходящие учебные заведения.
В разных округах Норвегии используют две модели распределения учеников в старшие классы. В рамках первой детей зачисляют в ближайшую к их месту жительства школу, где имеется желаемая программа. А вторая подразумевает, что можно выбрать любое учебное заведение в пределах округа. При этом можно подать заявления на разные направления, представленные в одном учреждении.
При втором подходе нередко возникает конкуренция между учениками. Популярные школы, не имея возможности принять всех желающих, зачисляют учеников с лучшими баллами. Они рассчитываются на основе итоговых оценок по всем предметам и по результатам централизованных выпускных экзаменов.
Какие данные использовались в работе
Исследование Фиджеланда основано на информации из Норвежской национальной базы данных об образовании, которую ведёт Статистическое управление страны. Учёный проанализировал, в частности, итоговые оценки, которые ученики получили по всем предметам, результаты выпускных экзаменов по математике, норвежскому и английскому языкам и то, когда и где школьники закончили обучение. В окончательную выборку вошли 790 936 человек, окончивших десятый класс в 2002–2015 годах.
Ключевым показателем стали именно выпускные экзамены, так как для их проведения используют единые материалы. А затем в анонимном порядке их проверяют учителя из других школ. То есть результаты максимально объективны.
Наконец, чтобы оценить, был ли у подростков реальный выбор школы, исследователь выяснил, сколько учебных заведений было у них в доступе. Речь, разумеется, идёт о тех округах, где не действует автоматическое распределение в ближайшую подходящую образовательную организацию.
К каким выводам пришёл учёный
Оказалось, что дети, которые могли выбрать школу в старших классах, во время учёбы в средних классах получали более высокие оценки. Исследователь считает, что само наличие выбора мотивирует учиться усерднее. В этом случае дети понимают, насколько важно инвестировать свои ресурсы в будущее образование. Причём этот вывод актуален вне зависимости от пола ученика и социально-экономического положения его семьи.
Проще говоря, возможность выбрать школу и связанная с ней конкуренция повышают успеваемость. Но есть и важный нюанс: важно, чтобы у школьников не просто было формальное право выбора, но и на самом деле имелся выбор. То есть в округе должно быть столько школ и программ, чтобы сложилась конкурентная среда.
Учёный подчёркивает, что итоги его работы будут полезны для ведомств, отвечающих за сферу образования, и, возможно, подтолкнут их шире распространить возможность выбирать старшую школу.
Он добавляет, что, поскольку баллы, на которые ориентируются школы при зачислении в старшие классы, включают не только результаты экзаменов, но и итоговые оценки по всем дисциплинам, не стоит беспокоиться о том, что учащиеся будут сосредоточиваться исключительно на экзаменационных предметах.
Напомним, в России школы тоже нередко проводят отбор среди желающих учиться в старших классах — на основе прошлых академических успехов или результатов вступительных испытаний. Однако сложно сказать, оказывает ли это положительный эффект на текущую успеваемость ребят.
Кстати, не так давно выяснилось, что успеваемость школьников выше, если педагог ведёт один и тот же предмет несколько лет.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!