Внеучебная деятельность студентов и их академические успехи: есть ли связь?
Зарубежные исследования показывают: студенты с высокой внеучебной активностью успешны в учёбе. Работает ли это в России? Расспросили эксперта.
Thirdman/ Mikhail Nilov/ Pexels/ Дима Руденок для Skillbox Media
Сотрудница Института образования Высшей школы экономики Ирина Щеглова изучила, как внеучебная вовлечённость российских студентов связана с их образовательными результатами: развитием навыков критического мышления и работы в команде и окончанием вуза в срок. Мы разузнали у неё, почему вообще внеучебная активность важна для высшего образования и как использовать её потенциал в России.
Ирина Щеглова
Младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ.
Исследование студенческой вовлечённости она провела по совету научного руководителя Игоря Чирикова в рамках одного из исследовательских направлений Центра — «Опыт студентов». Диссертацию на степень кандидата наук об образовании (PhD in Educational Sciences) Ирина защитила по совокупности статей.
Правда ли, что внеучебная активность студентов положительно влияет на их образовательные результаты?
Мы стараемся не говорить «влияет», потому что влияние можно подтвердить только в эксперименте. Корреляционные исследования (примером которых является данная работа) показывают только связь между разными явлениями.
Исследований, в которых видна положительная взаимосвязь внеучебной деятельности и формирования образовательных результатов студентов (например, навыков коммуникации, работы в команде, критического мышления, лидерских качеств), а также их трудоустройства, очень много. Но не в России.
Большинство таких исследований выполнены в США. В американском образовательном контексте внеучебная деятельность считается необходимой. Предполагается, что благодаря ей можно развивать навыки, лидерские качества, критическое мышление. Под внеучебной деятельностью в таких исследованиях имеется в виду в основном проектная работа — социальные, волонтёрские, исследовательские проекты, участие в студенческих организациях. То есть это деятельность, которая выходит за рамки формального образовательного плана, за неё студент не получает оценки или образовательные кредиты.
В России таких исследований нет, моё можно считать первым. Думаю, таких работ будет становиться больше. Будут больше про это говорить, потому что на высоком уровне, мне кажется, и в министерстве, больше начинают интересоваться, чем студенты занимаются вне пар.
Как вообще может быть связан интерес студента к какой-то побочной активности с его успехами в учёбе?
Внеучебная сфера может служить акселератором знаний, полученных в ходе учебных занятий. Совместно работая над социальным, научным или прикладным проектом, студенты имеют возможность не только изучать материал, но и самостоятельно решать приближенные к реальности задачи. К тому же это позволяет наработать опыт в выбранной сфере.
Кроме того, это возможности для расширения социального капитала в виде связей не только в студенческой среде, но и в академическом сообществе и коммерческом секторе. В ком-то студенты могут найти ролевые модели для себя, от кого-то получить помощь в обучении, рекомендации
при трудоустройстве.
Есть предположения, что на самом деле связь непрямая. Как сказал на моей защите один из рецензентов, Александр Сидоркин, вовлекая студентов во внеучебную деятельность, в какие-то объединения и сообщества, университет позитивно влияет на их благополучие, на уровень психического здоровья. И уже за счёт этого улучшаются учебные результаты.
Есть ли такая связь в России? Что показало ваше исследование?
У меня на самом деле получился спорный результат. Положительная связь наблюдается на выборке Высшей школы экономики, где внеучебная деятельность целенаправленно развивается на протяжении нескольких лет. В эту деятельность вкладываются кадровые и финансовые ресурсы, студенты получают стипендии за внеучебную активность. Но если смотреть на данные по более широкой выборке, состоящей из 36 российских вузов, то связь не прослеживается.
На самом деле, планируя своё исследование, я думала, что оно будет скучным, с весьма предсказуемым результатом. Я ждала, что, как в зарубежных работах по этой теме, я везде найду положительную связь между вовлечённостью и образовательными результатами. И была очень удивлена, когда на большой выборке положительная связь не была установлена.
Отличие двух выборок именно в том, что в «Вышке» внеучебной деятельности уделяется пристальное внимание?
Да, получается, что дело в усилиях вуза и форматах. В Высшей школе экономики более ста студенческих организаций, и организацией внеучебной деятельности занимается большая команда. В целом у студентов много возможностей предложить идеи, на базе университета проводится колоссальное количество мероприятий. Необязательно быть членом какой-то организации, чтобы выйти в центр студенческих инициатив и реализовать свой проект.
Но в других вузах студенты не вовлекаются во внеучебную деятельность. Данные интервью по проекту SUPER-test показывают, что они не видят в этом смысла: внеучебка в том виде, в котором она есть в большинстве российских вузов, забирает их «драгоценное» время на выполнение домашних заданий и подготовку к занятиям. При этом внеучебная активность никак и нигде не учитывается, и непонятно, зачем она вообще нужна.
В интервью студенты так и говорили — они на первом курсе записались в студактив, пару раз пришли, ничего не поняли и ушли. Конечно, должна быть разработана программа, чтобы студенты понимали, зачем нужен их внеучебный проект, какие задачи они выполняют.
При этом во всех российских вузах всегда были и есть активисты. Получается, студактива недостаточно?
Да, активисты были и есть. Но они существуют скорее номинально, и их довольно мало. И моё исследование, и другие работы показывают, что только 30% студентов вовлекаются за время обучения во внеучебную деятельность, и с каждым курсом их число снижается. Кроме того, в интервью многие студенты говорили, что вступают в студактив или профсоюз для галочки, на всякий случай.
К тому же студенческая активность у нас традиционно связана с творчеством и развлекательной работой или самодеятельностью. Это тоже хорошо, но не все студенты будут всю жизнь заниматься танцами. Лишь малая доля участников наших исследований отмечали, что они занимаются аналитической работой, связанной с социальными или другими проектами. Тогда за счёт чего студенты смогут развить навыки критического мышления?
В целом оценить оптимальный объём внеучебной работы в вузах трудно. Например, в ходе опросов для «Мониторинга экономики образования» студенты сообщали, что мало вовлечены в проектную работу. А руководители вузов ответили, что у них почти все студенты ею занимаются. Но чаще приходится видеть, что это не так. Типичный случай: как-то я участвовала в онлайн-мероприятии, и один профессор сказал в ответ на наше выступление: «Ну что вы, какие проекты, студенты ничего не умеют». И такое отношение очень распространено в вузах: считается, что у студентов неоткуда взяться интересным идеям.
Как сделать внеучебку более полезной?
Я бы предложила такие изменения:
- перераспределить учебную нагрузку студентов и расширить образовательные форматы, которые предполагают внеаудиторную работу студентов: например, в рамках студенческих организаций или проектной работы;
- формировать доступные площадки и открытые форматы внеучебных мероприятий на базе университета;
- подумать над созданием отдела, который будет координировать внеучебную деятельность студентов;
- расширить практику учёта внеучебных достижений в специальных стипендиях и других поощрениях от университета.
Все эти изменения нужно отдельно тестировать и исследовать, но я думаю, что внимание к внеучебной деятельности будет полезным. Сейчас многие говорят о том, как важно развивать универсальные навыки студентов. Например, по опросам работодателей видно, что выпускники не умеют мыслить критически, не знают, как работать в команде. Но вопрос, как развивать такие навыки в учебном процессе, остаётся открытым. Исследования говорят, что структурированная, организованная внеучебная деятельность может способствовать развитию навыков студентов.
Не получится ли так, что внеучебки станет слишком много, и она будет во вред образовательному процессу?
Да, конечно, такое вполне возможно. Везде нужен баланс. Пока не могу сказать, «сколько вешать в граммах»: сколько внеучебки будет студентам в пользу, а не во вред. Этот вопрос не раскрывается в моей работе, это скорее перспектива на будущее. Нужно проанализировать характер взаимосвязи между учебной и внеучебной вовлечённостью и установить, существует ли предел, когда чрезмерная внеучебная активность станет оказывать негативный эффект на образовательные результаты.