С такой инициативой, как сообщает Guardian, выступило правительство Уэльса. Если предложенный план реализуют, то время, которое освободится летом, можно будет использовать для удвоения каникул в октябре и мае до двух недель. То есть общая продолжительность отдыха в течение года останется прежней, но распределены каникулы будут более равномерно.
Предложение основано на том, что организация и оплата присмотра за детьми летом становится проблемой для многих родителей. Кроме того, действующее в Уэльсе школьное расписание считают устаревшим. Оно возникло ещё в викторианские времена и связано с традициями того времени, прежде всего сельскохозяйственными.
Кроме того, согласно данным от представителей власти, некоторые исследования показывают, что долгий летний перерыв в занятиях приводит к ухудшению психологического состояния некоторых школьников и усугубляет образовательное неравенство. Речь о том, что у многих семей нет возможности организовать полноценный присмотр за детьми летом, и в итоге они оказываются предоставлены сами себе и отстают от сверстников. Проведённые по поручению правительства Уэльса исследования с использованием метода фокус-групп подтвердили, что некоторые родители и учителя обеспокоены этим.
Тем не менее не все согласны, что сокращение летних каникул принесёт какую-либо пользу. Другое исследование, в ходе которого изучили знания более широкой выборки британских школьников до и после лета, не обнаружило никаких доказательств, что за время каникул неравенство в способностях увеличилось. Ряд экспертов считает, что в нормальных обстоятельствах летние школьные каникулы не имеют значительного негативного влияния.
Ранее российские специалисты из Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС тоже выступили с идеей сократить каникулы. В вузе напомнили, что у российских школьников одни из самых длинных летних каникул в мире — 14 недель. Исследователи установили, что за это время детская смертность в стране возрастает по сравнению с общегодовыми значениями. Причину специалисты видят в том, что во время каникул дети чаще остаются без присмотра.
Ещё в XIX веке школы в европейских странах и в России не представляли собой систему с единообразным подходом к обучению и общим расписанием. Самый «продвинутый» вариант школ — гимназии и лицеи — колоссально отличался от простых деревенских школ. В деревенских школах «летние» каникулы начинались гораздо раньше и длились дольше, потому что с начала посевной поры и вплоть до сбора урожая дети работали вместе с родителями. В городских же школах (гимназиях и уездных училищах) учебный год начинался обычно 1 августа, а завершался 1 июля, то есть летние каникулы длились всего месяц.
В современном мире летние каникулы в большинстве стран тоже длятся от одного до двух месяцев. А в некоторых странах, например в США, до сих пор нет единой системы, там каникулы могут устанавливаться в зависимости от города и даже отдельной школы. И везде то и дело возникают предложения оптимизировать подход к каникулам с учётом рациональных соображений, ведь существующий порядок — это не более чем традиция.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!