Этот вопрос обсудили 27 июня на площадке МИА «Россия сегодня» в рамках круглого стола на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы».
Что не так с существующей системой школьного образования
Председатель комитета Государственной думы по просвещению Ольга Казакова отметила, что закон об образовании описывает учебную программу как примерную и рекомендательную, а не обязательную.
«А там, где нет обязательного, там возникают различные версии, варианты, много проблем и много вопросов. То есть возникает много неконкретики. Конечно, мы должны наше образование от этого оградить и должны выстроить такую очень чёткую вертикаль всех процессов, которые происходят в школе. Мы должны точно понимать, что государство отвечает за образование, берётся за эту работу и совершает определённые шаги, в том числе и законодательные, и исполнительные органы власти, все работают в одном направлении.
Мы знаем и говорим очень часто о том, что преимущество нашего отечественного образования как раз в фундаментальности. Так было всегда. Ну а фундамент, мы понимаем, — это база, это основа, которая должна быть, которая должна крепкой, очевидной и всем понятной. Как показала практика, рекомендованное — значит, необязательное. То есть мы не можем говорить, что фундамент будет крепким, если он состоит из одних рекомендаций, вариативности и так далее», — считает Казакова.
Она добавила, что существующая вариативность в своё время сыграла положительную роль, дав системе образования возможность развиваться и впитывать в себя полезные методики, программы и подходы. При этом появилась и то, от чего пришло время отказаться.
По словам парламентария, для этого нужно, анализируя предыдущий опыт, создать собственный чёткий фундамент. Она сравнила эти трансформации с отказом от Болонской системы высшего образования и переходом на отечественную, предполагающим как сохранение полезных практик, так и широкое использование отечественных наработок. Казакова отметила, что со стороны общества уже давно фиксируется запрос на единство в системе образования.
«И если организационными и локальными мерами нам не удаётся сдвинуть ситуацию с места, то, наверное, настало время принимать законодательные решения», — резюмировала она.
Что предлагают депутаты
По словам Казаковой, речь идёт о принятии основных образовательных программ — «золотой стандарт» знаний — для всех российских школ.
Предполагается, что разработать такие обязательные программы должно Минпросвещения. По мнению парламентария, это сняло бы и излишнюю нагрузку на учителей, потому что излишняя вариативность создаёт дополнительный документооборот — педагогам нужно составлять программы, менять их, делать отчёты об их реализации.
Депутат сообщила, что соответствующий документ уже подготовлен и представлен в виде поправки к закону о «разбюрократизации». Она подчеркнула, что адаптивные программы и программы развития детей продолжат существовать. То есть дети, которые захотят получать знания сверх «золотого стандарта», смогут это делать. Например, в профильных классах.
Второе направление, над которым планируется работать, — учебники. Дело в том, что по каждому предмету представлено множество пособий, которое не создаёт единообразия и понятных подходов к материалам. При этом, как предполагается, материал должен быть единым.
Чтобы решить эту проблему, предлагается обязать Минпросвещения отвечать за содержание учебников. Суть инициативы в том, чтобы министерство формировало авторские группы, которые будут писать учебники. После утверждения готовых текстов их предлагается размещать в открытом доступе, чтобы напечатать их могли те издательства, которые захотят взяться за эту работу. Это поможет сократить стоимость как самих учебников, так и их перевозок и хранения.
Что думают в Минпросвещения
Принявший участие в мероприятии директор департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Максим Костенко заявил, что озвученные предложения — важнейший шаг на пути к созданию единого образовательного пространства в России.
Он считает, что внедрение единых федеральных образовательных программ и учебного плана поспособствовало бы равноправию школьников. Он привёл в пример ситуацию, когда семья переезжает в другой муниципалитет или регион. Это, по его словам, не должно приводить к дискомфорту у детей, которые с переходом в новую школу часто вынуждены переходить и на новую учебную программу. Кроме того, это обеспечит равный доступ к качественному образованию вне зависимости от места жительства школьников.
Какое мнение высказали ректоры педвузов
Ректор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Сергей Тарасов выступил в поддержку вынесенных законодательных инициатив. По его словам, из-за отсутствия единых, программ и учебников, а также общей базы возникло множество проблем. Он отметил, что благодаря введению единых учебников для школ повысится и качество подготовки будущих учителей, поскольку уже в вузовские годы они будут учиться работать с ними.
Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков также поддержал предложения депутатом и сообщил, что уже многое делается для создания в России единого образовательного пространства. Он добавил, что помимо программ и учебников важно то, как готовят учителей. И эта подготовка тоже должна быть единой.
Он напомнил о внедрении «Ядра высшего педагогического образования» — концепции, которая представляет собой список методических рекомендаций к подготовке будущих учителей. Эти рекомендации основаны на единых подходах к структуре и содержанию педагогических бакалаврских программ. Ранее мы писали об этом подробно.
Кстати, в апреле представили ещё одну концепцию, касающуюся создания «идеальной школы». Оба документа взаимосвязаны и описывают развитие единого образовательного пространства.
Что касается учебников, то новый порядок их экспертизы утвердили всего полгода назад.