Проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и компания Brand Analytics представили новый совместный проект — линейку рейтингов результативности коммуникационных стратегий российских университетов. В линейку войдут четыре списка — сейчас на сайте компании доступны три из них.
Что это за рейтинги и какие вузы заняли в них первые строчки
На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» разработчики проекта заявили, что новые рейтинги будут охватывать больше вузов, чем аналогичные списки. Например, в рейтинге медиаактивности российских вузов от Минобрнауки — около 200 участников. В новых списках «Социального навигатора» и Brand Analytics сейчас 270 вузов, а весной 2023 года их число доведут до 622.
Оценивать результативность коммуникаций вузов с разными аудиториями будут в четырёх списках:
- Ежемесячный рейтинг вовлечённости аудитории на собственных ресурсах. Учитываются число визитов на сайт вуза, а также суммарное количество просмотров постов на его официальных страницах во «ВКонтакте» и в Telegram.
- Ежеквартальный рейтинг представленности в научно-популярных СМИ. Здесь подсчитываются два показателя — количество упоминаний вуза в тематических СМИ и в их социальных сетях.
- Ежемесячный рейтинг представленности в СМИ и соцмедиа. Учитываются упоминания вуза в любых российских СМИ из базы Brand Analytics, а также упоминания в русскоязычных сообщениях во «ВКонтакте», в «Одноклассниках», «Яндекс.Дзене», Rutube, Yappy, ЯRUS, Twitter, «Фейсбуке»* и «Инстаграме»*, а также в блогах, на форумах и в публичных каналах мессенджеров.
- Ежегодный интегральный рейтинг эффективности коммуникаций будет впервые рассчитан по итогам 2023 года как сумма значений по остальным трём рейтингам.
Последние результаты по новым рейтингам относятся к декабрю 2022 года. Для списков, обновляемых раз в месяц, доступны также данные с сентября 2022-го.
В ранжировании вузов особых сюрпризов нет. Тройку лидеров в рейтинге вовлечённости аудитории на собственных ресурсах в декабре составили ВШЭ, МГУ им. М. В. Ломоносова и РАНХиГС. По представленности в научно-популярных СМИ в четвёртом квартале 2022-го лидирует МГУ, на втором месте — ВШЭ, на третьем — МФТИ. В списке по представленности в СМИ и соцмедиа за декабрь 2022-го МГУ и ВШЭ вновь заняли первое и второе места, а замыкает тройку РАНХиГС.
Составители рейтингов отмечают, что пять вузов вошли в топ-10 всех трёх списков. Это МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, СПбГУ и МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Кому будут полезны рейтинги
От большинства университетских рейтингов списки «Социального навигатора» и Brand Analytics отличаются тем, что в расчётах используются абсолютные показатели, а позиции вузов в списке вычисляются их суммированием. Данные никак не нормируются с учётом размера вуза или научной активности его сотрудников.
Участники пресс-конференции заметили также, что два из трёх рейтингов учитывают любые упоминания вузов в СМИ и соцсетях, в том числе в негативном ключе. Директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Чёрный объяснил, что это сознательное решение: составители новых рейтингов выбрали наиболее простые инструменты и не стали исключать никакие инфоповоды из базы.
По словам Чёрного, подобные манипуляции снизили бы прозрачность оценки, сделали бы её более сложной и в итоге спорной — в таком случае у кого-то могли бы появиться претензии к тому, какие упоминания включены в расчёт, а какие нет. Проще учесть всё, а в итогах года в интегральном рейтинге лишние всплески в упоминаниях вуза будут сглажены.
Учитывая то, что в новых рейтингах все вузы оцениваются одинаково и при этом суммируются вообще все упоминания, делать по ним выводы собственно об эффективности коммуникационной работы пока рано. По сути первые места МГУ и ВШЭ говорят не столько о том, что в этих вузах работают лучшие команды по коммуникациям, сколько о накопленном багаже репутации и узнаваемости бренда. Возможно, тренды будут видны в динамике, когда на сайте проекта соберут больше данных.
Сами создатели рейтингов считают, что уже сейчас проект будет полезен всем участвующим вузам. Даже если университет не претендует на лидерство и не может сравнивать свои показатели с данными по топ-10, информация в рейтингах поможет сопоставить себя с ближайшими соседями — вузами со схожими ресурсами. Но, как отметила руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина, проект не рассчитан на то, чтобы на его основе принимались управленческие решения.
Дополнено 24.04.23
Brand Analytics и «Социальный навигатор» представили обновление медиарейтингов. За первый квартал 2023-го доступны данные по 617 вузам, в том числе негосударственным. Также теперь в каждом из трёх списков можно отфильтровать вузы по региону и по тому, какое ведомство или организация выступает их учредителем.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».