Образование
#новости

В RAEX назвали российские вузы, где лучше всего готовят STEM-специалистов

Рейтинги учитывают академические достижения и мнения работодателей.

Агентство RAEX опубликовало новые рейтинги вузов России по инженерно-техническому и естественно-математическому направлениям. Это исследование — часть проекта «Кадровое обеспечение технологического суверенитета России», который RAEX реализует при поддержке Фонда Андрея Мельниченко. Новые списки помогают ответить на вопрос, какие вузы лучше всего справляются с подготовкой кадров в естественно-математической и инженерно-технической сферах — то есть с обучением STEM-специалистов.

Какие вузы вошли в рейтинги

Новые рейтинги RAEX — не просто предметные списки. Такие у агентства тоже есть — например, 35 рейтингов вузов по отдельным направлениям подготовки. В отличие от них, рейтинги по направлениям оценивают качество работы вузов в более широких профессиональных и научных областях.

Так, в список по инженерно-техническому направлению вошли вузы, в которых обучаются студенты хотя бы по некоторым из 22 соответствующих укрупнённых направлений. Это различные инженерные и технические специальности — от строительства и машиностроения до информатики и авиационной техники. При оценке учитывались лишь показатели, связанные с обучением студентов по этим направлениям. Всего в итоговом списке — 70 учреждений из 29 регионов.

Топ-10 рейтинга вузов по инженерно-техническому направлению (2023)

МестоВуз
1МГТУ имени Н. Э. Баумана
2МФТИ
3МГУ имени М. В. Ломоносова
4МИФИ
5ИТМО
6МИСиС
7СПбГУ
8СПбПУ Петра Великого
9УрФУ
10НИУ ВШЭ

Источник: RAEX

В рейтинге по естественно-математическому направлению 50 вузов, в которых ведётся подготовка по направлениям из шести укрупнённых групп: это математика и механика, компьютерные и информационные науки, физика и астрономия, химия, науки о Земле и биологические науки. Вузы-участники расположены в 27 регионах России.

Топ-10 рейтинга вузов по естественно-математическому направлению (2023)

МестоВуз
1МГУ имени М. В. Ломоносова
2МФТИ
3СПбГУ
4МИФИ
5ИТМО
6НИУ ВШЭ
7Новосибирский госуниверситет
8МГТУ имени Н. Э. Баумана
9УрФУ
10МИСиС

Источник: RAEX

Как видно, лидеры в обоих списках почти одни и те же. До этого аналогичные рейтинги составляли только раз в 2021 году, и тогда результаты были практически такими же.

Как построены рейтинги

Источники данных для составления новых списков — анкеты, заполненные в самих вузах, опросы (как сообщили на презентации в RAEX, в них участвовали более 47 тысяч студентов и выпускников, представителей академического сообщества и руководителей компаний), мониторинг эффективности деятельности вузов Минобрнауки, библиометрическая база данных Web of Science, а также сайты с онлайн-курсами и результатами студенческих олимпиад.

Для составления рейтингов разные программы вузов оценивали по одинаковым критериям, объединённым в группы «Условия для получения качественного образования», «Уровень востребованности выпускников работодателями» и «Уровень научно-исследовательской деятельности». Внутри групп учитывались такие показатели, как средний балл ЕГЭ у зачисленных на изучаемые направления и специальности абитуриентов, доля победителей и призёров школьных олимпиад среди поступивших, отзывы о вузе профильных работодателей и исследователей из других учреждений, доля целевого приёма, количество и качество научных публикаций и так далее.

При подсчёте баллов группам присвоили разный вес в зависимости от направления: в инженерно-технической области уровень востребованности выпускников работодателями определял общий балл на 40%, а в естественно-математической — всего на 25%. Качество образования и уровень исследований, напротив, были более значимы для естественно-математического направления.

Что ещё известно о состоянии STEM-образования в России

Как заявили создатели списка, цель проекта — популяризация лучших практик в области подготовки по естественно-математическим и инженерно-техническим специальностям. Выделить именно эти направления RAEX и Фонд Андрея Мельниченко побудил дефицит высококвалифицированных кадров в них.

Эту оценку подтверждает недавняя публикация Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. В ИСИЭЗ проанализировали данные Росстата и подсчитали, что с 2018 по 2022 год число вакансий инженерных специалистов высшего уровня квалификации в России выросло более чем вдвое — с 33 до 80 тысяч. Это означает, что не заполнено почти 5% рабочих мест для таких специалистов.

Для сокращения дефицита в последние годы принимаются различные меры, в том числе проводятся реформы в сфере образования. На приоритетные инженерно-технические направления выделяется больше всего бюджетных мест, а также запускаются и дополнительные программы поддержки инженерного образования — например, «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Но, как отмечают и чиновники, и руководители вузов, проблемы с инженерной подготовкой на самом деле начинаются ещё в школе. Количество выпускников, сдающих ЕГЭ по профильной математике, физике и химии, снижается с каждым годом. И вузам, особенно региональным, становится сложнее набрать достаточно подготовленных первокурсников на инженерно-технические и естественно-научные направления.

Выводы аналитиков RAEX по новым рейтингам подтверждают, что конкуренцию за талантливых абитуриентов выигрывают столичные университеты. Например, средний балл ЕГЭ у поступивших на бюджетные места по изученным естественно-научным и математическим направлениям в вузах-участниках составил 84,9 для Москвы и Санкт-Петербурга и 70,2 — для остальных регионов. У поступивших на бюджет по инженерно-техническим направлениям разрыв меньше: 75,9 в Москве и Санкт-Петербурге и 68,4 в других регионах.

Радикально отличается и доля тех, кто выиграл олимпиады школьников: их 14,8% среди первокурсников на естественно-научных направлениях, 5% на инженерно-технических программах в столичных вузах и лишь около 1% в региональных на любых. По другим показателям, например по количеству научных публикаций и патентов, разница тоже есть, но не такая значительная. Сможет ли большинство вузов заимствовать лучшие практики лидеров рейтинга, учитывая разницу в изначальных условиях работы, — открытый вопрос.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована