Агентство RAEX опубликовало новые рейтинги вузов России по инженерно-техническому и естественно-математическому направлениям. Это исследование — часть проекта «Кадровое обеспечение технологического суверенитета России», который RAEX реализует при поддержке Фонда Андрея Мельниченко. Новые списки помогают ответить на вопрос, какие вузы лучше всего справляются с подготовкой кадров в естественно-математической и инженерно-технической сферах — то есть с обучением STEM-специалистов.
Какие вузы вошли в рейтинги
Новые рейтинги RAEX — не просто предметные списки. Такие у агентства тоже есть — например, 35 рейтингов вузов по отдельным направлениям подготовки. В отличие от них, рейтинги по направлениям оценивают качество работы вузов в более широких профессиональных и научных областях.
Так, в список по инженерно-техническому направлению вошли вузы, в которых обучаются студенты хотя бы по некоторым из 22 соответствующих укрупнённых направлений. Это различные инженерные и технические специальности — от строительства и машиностроения до информатики и авиационной техники. При оценке учитывались лишь показатели, связанные с обучением студентов по этим направлениям. Всего в итоговом списке — 70 учреждений из 29 регионов.
Топ-10 рейтинга вузов по инженерно-техническому направлению (2023)
Место | Вуз |
---|---|
1 | МГТУ имени Н. Э. Баумана |
2 | МФТИ |
3 | МГУ имени М. В. Ломоносова |
4 | МИФИ |
5 | ИТМО |
6 | МИСиС |
7 | СПбГУ |
8 | СПбПУ Петра Великого |
9 | УрФУ |
10 | НИУ ВШЭ |
Источник: RAEX
В рейтинге по естественно-математическому направлению 50 вузов, в которых ведётся подготовка по направлениям из шести укрупнённых групп: это математика и механика, компьютерные и информационные науки, физика и астрономия, химия, науки о Земле и биологические науки. Вузы-участники расположены в 27 регионах России.
Топ-10 рейтинга вузов по естественно-математическому направлению (2023)
Место | Вуз |
---|---|
1 | МГУ имени М. В. Ломоносова |
2 | МФТИ |
3 | СПбГУ |
4 | МИФИ |
5 | ИТМО |
6 | НИУ ВШЭ |
7 | Новосибирский госуниверситет |
8 | МГТУ имени Н. Э. Баумана |
9 | УрФУ |
10 | МИСиС |
Источник: RAEX
Как видно, лидеры в обоих списках почти одни и те же. До этого аналогичные рейтинги составляли только раз в 2021 году, и тогда результаты были практически такими же.
Как построены рейтинги
Источники данных для составления новых списков — анкеты, заполненные в самих вузах, опросы (как сообщили на презентации в RAEX, в них участвовали более 47 тысяч студентов и выпускников, представителей академического сообщества и руководителей компаний), мониторинг эффективности деятельности вузов Минобрнауки, библиометрическая база данных Web of Science, а также сайты с онлайн-курсами и результатами студенческих олимпиад.
Для составления рейтингов разные программы вузов оценивали по одинаковым критериям, объединённым в группы «Условия для получения качественного образования», «Уровень востребованности выпускников работодателями» и «Уровень научно-исследовательской деятельности». Внутри групп учитывались такие показатели, как средний балл ЕГЭ у зачисленных на изучаемые направления и специальности абитуриентов, доля победителей и призёров школьных олимпиад среди поступивших, отзывы о вузе профильных работодателей и исследователей из других учреждений, доля целевого приёма, количество и качество научных публикаций и так далее.
При подсчёте баллов группам присвоили разный вес в зависимости от направления: в инженерно-технической области уровень востребованности выпускников работодателями определял общий балл на 40%, а в естественно-математической — всего на 25%. Качество образования и уровень исследований, напротив, были более значимы для естественно-математического направления.
Что ещё известно о состоянии STEM-образования в России
Как заявили создатели списка, цель проекта — популяризация лучших практик в области подготовки по естественно-математическим и инженерно-техническим специальностям. Выделить именно эти направления RAEX и Фонд Андрея Мельниченко побудил дефицит высококвалифицированных кадров в них.
Эту оценку подтверждает недавняя публикация Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. В ИСИЭЗ проанализировали данные Росстата и подсчитали, что с 2018 по 2022 год число вакансий инженерных специалистов высшего уровня квалификации в России выросло более чем вдвое — с 33 до 80 тысяч. Это означает, что не заполнено почти 5% рабочих мест для таких специалистов.
Для сокращения дефицита в последние годы принимаются различные меры, в том числе проводятся реформы в сфере образования. На приоритетные инженерно-технические направления выделяется больше всего бюджетных мест, а также запускаются и дополнительные программы поддержки инженерного образования — например, «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Но, как отмечают и чиновники, и руководители вузов, проблемы с инженерной подготовкой на самом деле начинаются ещё в школе. Количество выпускников, сдающих ЕГЭ по профильной математике, физике и химии, снижается с каждым годом. И вузам, особенно региональным, становится сложнее набрать достаточно подготовленных первокурсников на инженерно-технические и естественно-научные направления.
Выводы аналитиков RAEX по новым рейтингам подтверждают, что конкуренцию за талантливых абитуриентов выигрывают столичные университеты. Например, средний балл ЕГЭ у поступивших на бюджетные места по изученным естественно-научным и математическим направлениям в вузах-участниках составил 84,9 для Москвы и Санкт-Петербурга и 70,2 — для остальных регионов. У поступивших на бюджет по инженерно-техническим направлениям разрыв меньше: 75,9 в Москве и Санкт-Петербурге и 68,4 в других регионах.
Радикально отличается и доля тех, кто выиграл олимпиады школьников: их 14,8% среди первокурсников на естественно-научных направлениях, 5% на инженерно-технических программах в столичных вузах и лишь около 1% в региональных на любых. По другим показателям, например по количеству научных публикаций и патентов, разница тоже есть, но не такая значительная. Сможет ли большинство вузов заимствовать лучшие практики лидеров рейтинга, учитывая разницу в изначальных условиях работы, — открытый вопрос.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!