В Общественной палате предлагают вернуться к 8-летнему и 10-летнему обучению в школах для повышения демографических показателей.
В чём суть предложения
Такое предложение ТАСС выдвинул председатель комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко:
«Сейчас специалист тратит на обучение 11 лет в школе, четыре года в бакалавриате и два — в магистратуре. Таким образом, он учится 17 лет. Прибавим адаптационный период молодого специалиста — в среднем три года. В итоге только к 27 годам молодой специалист задумывается о детях. Можно без потери качества сократить учебный процесс до 15 лет: 10 лет в школе и 5 — специалитет. В итоге человек войдёт во взрослую жизнь на два года раньше».
Рыбальченко вспомнил про проект «Эффективная начальная школа», в рамках которого дети осваивают начальную программу вместо обычных четырёх лет за три года, как в советское время. Эксперт сообщил, что по его данным, уровень знаний у окончивших по такой системе 10 классов не ниже, чем у выпускников обычных 11-летних школ.
В сентябре 2024 года помощник президента Владимир Мединский заявил, что 11 лет в школе — это уже «непозволительная роскошь» и что время требует сократить продолжительность среднего образования, чтобы молодые люди пораньше выходили по профподготовку. При этом он говорил о необходимости сократить сроки обучения не только в школах, но и в вузах.
Проблема слишком долгой учёбы действительно такая острая?
Заметим, что, согласно статистике, далеко не все выпускники бакалавриата поступают в магистратуру. По данным Минобрнауки, из всех выпускников-бакалавров 2024 года обучение в магистратуре сразу же продолжили 19,3% (около 102 тысяч из 528 тысяч выпускников). В государственных вузах доля поступивших в магистратуру выше, но всё равно составляет 22,3%. В 2022–2023 годах обучение в магистратуре сразу же продолжили тоже около 19% бакалавров, а в 2019 году, для сравнения, показатель для всех вузов и вовсе составлял лишь 15,2%.
Кроме того, молодёжь в принципе движется не по одной образовательной траектории, а выбирает разные (соответствующее лонгитюдное исследование проводит Институт образования НИУ ВШЭ). Во-первых, не все получают высшее образование, многие уходят после 9-го класса в колледжи и не идут потом в вузы. Даже после 11-х классов примерно 20% уходят в СПО. Во-вторых, из тех, кто идёт в вузы, лишь примерно 30% выбирают длинный путь «школа — бакалавриат/специалитет — магистратура», при этом часть из них (8,5%) делает перерыв между бакалавриатом и магистратурой, в течение которого работают.
То есть на самом деле описанный Сергеем Рыбальченко длинный путь — 11 лет в школе, четыре года в бакалавриате и два в магистратуре — свойственен меньшей доле российской молодёжи. Если говорить о том, что после этого длинного пути ещё длится адаптационный период молодого специалиста (в среднем три года), то из того же лонгитюдного исследования известно, что в основном молодые люди начинают работать уже во время учёбы. Откладывают выход на рынок труда до окончания магистратуры лишь 15%.
Отметим также, что резкая критика Болонской системы в России, начавшаяся в 2022 году и ставшая отправной точкой для реформы системы высшего образования, отчасти основывалась на том, что четырёх лет бакалавриата для освоения сложных специальностей вроде инженерных слишком мало. Поэтому в пилотном проекте по созданию новой системы высшего образования вузы-участники получили возможность при необходимости увеличивать сроки обучения до 5–6 лет (разница с Болонской системой в том, что ещё год-два к четырём годам учёбы добавляется уже не по желанию студента, а такой длинный срок становится обязательным). Однако в ходе пилотного запуска программы по ряду педагогических, IT и других направлений остались четырёхлетними, то есть для них ничего не изменилось.
К тому же в новой системе, как не раз говорил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, большинству выпускников вузов будет достаточно одной ступени высшего образования, поэтому количество магистерских программ сильно сократится.
Что касается сроков обучения в школе, то вскоре после выступления Владимира Мединского его позицию, что 11 лет — это слишком много, прокомментировал представитель Кремля Дмитрий Песков. Он заметил, что на продолжительность образовательного процесса есть разные точки зрения, а дискуссия по этому вопросу совершенно оправдана — образование должно подстраиваться под изменения в обществе и технологиях. С тех пор тему сокращения школьного обучения представители властей не поднимали, но в Госдуме обсуждали необходимость побыстрее выпускать рабочие кадры. «Сварщики, слесари, токари, электрики — у нас запрос на них, а мы их хотим учить как можно дольше», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. При этом сами представители школьного образования давно уже говорят о перенасыщенности школьной программы. Так что, возможно, если пересмотреть её содержание, это действительно может привести к сокращению срока обучения.
Не все депутаты считают, что обучение надо сокращать. Так Игорь Антропенко («Единая Россия») высказался против возвращения в РФ к 10-летнему обучению в школе. Депутат считает, что в учебном процессе и так недостаточно часов для полноценного изучения материала по программе, не говоря уже о дополнительных часах для углублённого изучения профильных предметов.
Отметим, что на протяжении многих десятилетий в разных странах, напротив, стремились увеличить продолжительность обучения. Например, в СССР срок обучения в неполной средней (основной) школе с 1930-х по 1980-е вырос с семи до девяти лет. Сейчас длительный образовательный цикл — один из признаков развитых стран. По статистике, длительное обучение даже снижает риск смерти.
Продолжительность обучения учитывают в ООН при расчёте Индекса человеческого развития (ИЧР). Согласно результатам последнего рейтинга 2025 года на основе данных 2023-го ожидаемая продолжительность обучения в России составила 13,2 года, а средняя — 12,4 года. Лидером по ожидаемой продолжительности обучения в ИЧР-2025 была Австралия с показателем в 20,7 года.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Министр назвал задачи, которые предстоит решить в рамках новой системы высшего образования
- Новая система высшего образования позволит гибко реагировать на запросы рынка труда
- Валентина Матвиенко о выпускниках региональных школ: «Пусть учатся у себя дома»
- Мнение: благодаря ИИ продолжительность обучения может сократиться на треть
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее