Исследовательница Сара Абрахамсон из Норвежского института здравоохранения проанализировала, как после запрета смартфонов в отдельных школах страны менялись успеваемость и состояние психологического здоровья учеников. Препринт работы опубликован на сайте SSRN.
В исследовании использовались три основных источника:
- подборка норвежских административных данных, включая национальные реестры образования, семейные реестры, налоговые реестры и медицинские регистры;
- данные опроса школ о политике использования смартфонов в средних школах;
- ежегодный общенациональный опрос учащихся, который включает вопросы как об образовательном процессе, так и о социальных условиях жизни школьников, в том числе о буллинге.
Данные о политике использования смартфонов в школах для исследования были получены из онлайн-опроса 2019 года, который провели по средним школам Норвегии. На него ответили в общей сложности учащиеся 529 учебных заведений (45% средних школ страны). Исследовательнице удалось связать 477 (40%) из этих школ с данными реестра об образовании — в нём содержатся данные об успеваемости школьников 8–10-х классов и о результатах экзаменов. Что касается опроса учащихся, то здесь удалось связать данные реестра и учеников из 431 школы, составляющих 36% от общего числа средних школ в стране.
Законодательного запрета использования телефонов в школах на уровне страны в Норвегии нет, поэтому каждое учебное заведение решает этот вопрос самостоятельно. Школы используют два варианта запрета смартфонов — строгий и мягкий. Первый заключается в том, что учащиеся обязаны сдавать свои телефоны утром и не могут получать доступ к ним во время перемен. При втором подходе телефоны у школьников не забирают, они могут использовать их во время перерыва, но не на уроке, во время которого на смартфоне должен быть установлен беззвучный режим.
Исследование показало, что после введения в школах запретов на использование смартфонов ситуация с успеваемостью и с психологическим состоянием подростков менялась. Так, ограничения на использование телефонов привели к значительному снижению количества консультаций, связанных с психологическими проблемами у девочек. Кроме того, успеваемость девочек в учёбе улучшилась, особенно по математике. Также снизился уровень буллинга — это следует из результатов опроса как для девочек, так и для мальчиков. Все значения выше среди девочек из семей с низким социально-экономическим положением, и это позволяет предположить, что именно эта группа сильнее всего отвлекается на смартфоны.
Проанализировав, какие именно виды запрета смартфонов использовали школы, исследовательница выяснила, что в школах со строгой политикой средние баллы и результаты тестов у учеников повысились сильнее, чем там, где запрет был мягким. В отношении состояния психического здоровья у школьников и буллинга результаты были не так сильно выражены. Как уточняет автор, ранее экспериментальные исследования показали, что люди (особенно с зависимостью от гаджетов) отвлекаются на смартфон, даже если на нём установлен беззвучный режим, — и в некоторых случаях используют его даже более интенсивно, чем при включённом звуке. То есть мягкие запреты в школах, вероятно, не мешали ученикам отвлекаться на телефоны.
Запрет телефонов и смартфонов для школьников есть во многих странах мира. Ранее эксперты ЮНЕСКО признали, что такая практика оправдана: во время уроков телефоны отвлекают учеников, а ещё неограниченное использование гаджетов создаёт возможности для кибербуллинга. По данным организации, на начало 2023 года в каждой четвёртой стране мира действовали те или иные запреты на использование телефонов в школах.
Закон о запрете телефонов в российских школах принят в декабре прошлого года. При этом право отбирать у учеников смартфоны в случае нарушения запрета в законе не прописано — как объясняют юристы, просто так отобрать личную собственность нельзя.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!