Современный мир требует от человека агентности, умения самостоятельно ставить цели и принимать решения — в собственной жизни и в социуме вообще. Исследователи из НИУ ВШЭ Михаил Гошин, Павел Сорокин и Дмитрий Григорьев изучили, какие факторы больше всего влияют на формирование самостоятельности и инициативности у детей. Результаты опубликованы в журнале «Социологические исследования».
В исследовании приняли участие 4603 ученика 4–8-х классов школ Ярославля и 1910 родителей, чьи дети посещают различные кружки и секции, из разных федеральных округов страны. Кроме того, учитывались результаты зарубежных исследований.
Какие факторы исследователи брали во внимание и к каким выводам пришли
Исследователи учитывали возраст и пол учащихся, социально-экономический статус их семьи, уровень образования родителей, академическую успеваемость и участие в дополнительном образовании (65,9% респондентов-школьников посещали различные секции и кружки). Чтобы вычислить индекс агентности, проводили опросы: например, участвуют ли дети в принятии решений внутри семьи, участвовали ли родители в выборе внеклассных занятий, насколько дети инициативны в компании с друзьями и так далее.
Исследователи пришли к выводу, что социальное положение семьи мало влияет на развитие у ребёнка самостоятельности, однако есть заметная взаимосвязь с уровнем образования матери. Так, у подростков с низким уровнем самостоятельности чаще всего у матери есть среднее образование и нет высшего. А у респондентов-школьников с более высокими уровнями агентности, напротив, более значительная доля матерей с высшим образованием. Кстати, это не первое исследование, которое говорит о влиянии уровня образования матери на успехи ребёнка. Например, здесь мы рассказывали о такой работе социологов из Ланкастерского университета Великобритании и канадского Университета Британской Колумбии.
Что касается возрастного фактора, то, предсказуемо, у детей постарше уровень самостоятельности был выше. Есть различие по гендерному критерию: у девочек чаще наблюдалась низкая или средняя агентность, в то время как у мальчиков чаще крайние показатели — либо минимальная, либо высокая. Связь самостоятельности с академической успеваемостью тоже оказалась сложной: в целом, чем выше оценки школьников, тем выше и агентность, но некоторые из наиболее самостоятельных учащихся получают плохие отметки хотя бы по одному из школьных предметов.
Наибольшее влияние, как показало исследование, на развитие у ребёнка самостоятельности оказывает допобразование — на базе школы и за её пределами. Оказалось, что чем больше времени респонденты тратят на дополнительные занятия, тем выше у них уровень агентности. А опрос родителей показал, что чем больше секций посещает ребёнок, тем он инициативнее при общении в кругу сверстников. При этом наиболее сильную взаимосвязь между уровнем агентности и допобразованием показало посещение занятий, связанных со спортом, искусством, инженерией и технологиями.
Значит, пора загрузить ребёнка кружками и секциями?
Кажется, что логично добавить в распорядок ребёнка всевозможные образовательные активности, чтобы сделать его более самостоятельным и разносторонним. Однако не всё так радужно. Чрезмерная нагрузка на дополнительных занятиях может плохо влиять на психическое состояние детей, ухудшать их социальные навыки и при этом не приводить к развитию когнитивных способностей, ради которых это обычно и затевается. Это подтвердило исследование учёных из Университета Джорджии.
Похожие результаты показало и другое недавнее исследование НИУ ВШЭ и Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского. Оказалось, что только некоторые формы и компоненты допобразования влияют на жизнь детей благополучно, например спорт и изучение иностранных языков. Негативный эффект внешкольного образования, предполагают исследователи, может быть связан с тем, что занятия слишком напоминают по формату обычные уроки.