Эти вопросы Сергей Кравцов осветил в интервью «Известиям».
Оснащение и ремонт
По словам министра, за 2021 год удалось обновить материальную базу в более чем 3 тысячах школ. Причём особое внимание в этом вопросе уделили сельским образовательным организациям. Так, к началу текущего учебного года более 8 тысяч из них уже имели новое оборудование, к сентябрю его получат ещё 1,5 тысячи. А к 2024-му новейшее оснащение будет у всех 27 тысяч сельских школ.
Кроме того, в России работает масштабная система строительства школ: уже построено 270 объектов, а до конца 2024 года будет возведено ещё 1,3 тысячи. Также была запущена новая программа капитального ремонта. До 2026-го его проведут в 7,3 тысячи школ.
Аттестация педагогов
Кравцов напомнил о введении таких квалификационных категорий, как «учитель-методист» и «учитель-наставник». По его мнению, это расширит возможности карьерного роста для педагогов и будет способствовать развитию наставничества в педагогической среде.
Министр пояснил, что учителя-методисты займутся разработкой и внедрением новых педагогических технологий, учебников, пособий, программ повышения квалификации, будут проводить различные семинары и мастер-классы. Они также станут членами жюри конкурсов педагогического мастерства и руководителями студенческой практики. Чтобы получить эту категорию, нужно иметь:
- пятилетний стаж работы в должности учителя;
- первую или высшую квалификационную категорию по специальности «учитель»;
- дополнительное профобразование, полученное не раньше чем за три года до момента подачи заявления на аттестацию.
Учителя-наставники будут помогать молодым педагогам, передавая им свой опыт. Чтобы претендовать на эту квалификацию, необходимо иметь:
- семилетний стаж работы;
- высшую квалификационную категорию;
- дополнительное профессиональное образование.
Подготовка будущих учителей
Министр напомнил об утверждении так называемого ядра высшего педагогического образования — с 2022 года все педвузы будут готовить студентов по единым стандартам. Это подразумевает:
- усиление предметной и практической подготовки будущих учителей;
- включение в число обязательных дисциплин (модулей) таких курсов, как «Классное руководство», «Работа с родителями» и «Инклюзия»;
- введение дополнительных педагогических квалификаций «Вожатый» и «Руководитель кружка»;
- переход к внешней оценке качества подготовки педагогов.
Ранее в Skillbox Media уже писали об этой концепции и её целях подробно.
Кравцов также рассказал, что в педвузах магистранты могут выбрать для изучения факультативную дисциплину «Патриотическое воспитание среди молодёжи». Министерство рассчитывает, что внедрение этого предмета поможет повысить качество ведения воспитательной работы в школе.
Идеальная школа
Глава Минпросвещения сообщил, что на данный момент ведомство готовит рекомендации о том, какой должна быть идеальная школа. Они коснутся:
- системы оплаты труда педагогов;
- программ, по которым работают учителя;
- штатного расписания;
- внеурочной деятельности учеников;
- школьного театра и спортивных секций;
- проведения родительских собраний;
- «белого» интернета.
Причём направить эти рекомендации в регионы планируют уже в 2022 году. Правда, точные сроки пока не обозначены.
Кстати, идею «обеления» интернета для детей в ноябре обсуждали председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова и её коллега Эльвира Аиткулова, которая руководит комитетом по образованию и науке. Идея заключается в том, чтобы не допускать детей до потенциально вредной информации в Сети. Тогда же депутаты говорили о необходимости верифицировать учебный контент.
Закон о верификации электронного учебного контента недавно приняла Госдума, а затем и Совет Федерации. Правда, не сразу. У председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко возникли некоторые претензии к министру просвещения — она заявила, что глава ведомства пытался надавить на верхнюю палату парламента, настаивая на одобрении закона, в тексте которого допустили ошибку. Тем не менее ситуацию удалось оперативно исправить — и закон уже подписал президент.