В магистратуру на другой профиль — за и против
Стоит ли запрещать бакалаврам и специалистам поступать в непрофильную для них магистратуру?
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Смена профиля обучения в магистратуре (проще говоря, поступление в магистратуру по другой специальности, чем базовое образование) давно стала обыденным явлением в российских вузах. Но летом этого года, в связи с выходом России из Болонского процесса и созданием собственной уникальной российской системы высшего образования, прозвучало предложение ограничить возможность поступать в магистратуру по другому направлению.
Почему смена профиля после бакалавриата подверглась суровой критике? Это правда даёт плохие результаты или есть нюансы? Skillbox Media решил выяснить, что думают об этом руководители магистерских программ в вузах, а также выпускники непрофильных магистратур.
Какие аргументы приводят чиновники против магистратуры по другому направлению
Министр образования и науки Валерий Фальков считает, что не стоит сохранять в законодательстве принцип абсолютной свободы поступления в любую магистратуру после бакалавриата, поскольку вузам приходится за два года готовить квалифицированного «историка, юриста и педагога», даже если у магистра нет соответствующего базового образования.
«Такие недостатки ведут к профанации магистерского образования и поступлению в магистратуру ради диплома», — продолжил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
«Невозможно подготовить качественно специалиста без профильного базового образования за два года!» — сказал он в июне на расширенном заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и привёл пример: бакалавр-журналист имеет возможность поступить в юридическую магистратуру и за два года стать юристом, что неправильно.
В свою очередь, зампредседателя комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин привёл тогда другие примеры: когда выпускник бакалавриата по ветеринарии поступил в магистратуру по истории, а выпускник маркетинга — в магистратуру по дефектологии.
По его мнению, трек «бакалавриат плюс магистратура» должен представлять собой интегрированное обучение по одному или сходным направлениям.
По этим соображениям в законопроектах о новой системе высшего образования планируется ограничить поступление в магистратуру после непрофильного бакалавриата или специалитета (когда направления подготовки там и там не близки).
Правда, возможно, это правило будет касаться не всех направлений магистратуры. Так, выступая летом в рамках Российской креативной недели, посвящённой развитию креативных индустрий (искусство, дизайн, компьютерная графика, геймдев, журналистика, маркетинг и так далее), Валерий Фальков сказал, что креативная сфера — как раз тот случай, где, по его мнению, для приёма в магистратуру необязательно устанавливать ценз в виде наличия профильного бакалаврского образования.
Что в целом не так с российской магистратурой
Многие собеседники Skillbox Media признают, что в концепции смены профиля после бакалавриата изначально нет ничего плохого: в Кембридже или Оксфорде по такой системе готовят будущих Нобелевских лауреатов и крупных бизнесменов. Но поскольку в России десятилетиями действовала другая модель (вузы обучали студентов одной специальности по пять лет подряд), работодатели с недоверием относятся к кандидатам, сменившим профиль во время обучения, как к недостаточно компетентным.
«В бакалавриате я получила юридическое образование, а магистратуру окончила по направлению интегрированных коммуникаций. Когда после выпуска устраивалась на работу, работодатели нередко спрашивали меня, почему я поменяла специальность», — рассказывает выпускница 2020 года НИУ ВШЭ и консультант по маркетингу Полина Тыновская.
Опрос крупных работодателей, проведённый РБК, показал, что часть из них до сих пор отдаёт предпочтение специалистам, не менявшим профиля во время обучения. Считается, что профильная магистратура обеспечивает большее погружение в профессиональную область.
Такое отношение к смене профиля после бакалавриата и ко всей Болонской системе образования в целом родилось в России неспроста: с самого начала она внедрялась у нас с оговорками, непродуманно и поспешно, полагает Олег Донских, профессор и завкафедрой философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления.
«Не были толком разработаны магистерские программы, вузы просто прибавили шестой год обучения к пяти уже существующим, растянув на лишний год программу специалитета. В результате студенты в профильной магистратуре часто повторяют материал, который уже прошли в программе бакалавриата», — говорит он.
Одни студенты после этого решили вообще не поступать в магистратуру и уходить из вуза с дипломом бакалавра, другие начали переходить в магистратуре на другие специальности, и не всегда смежные.
Более того, наряду с двухуровневым образованием западного образца пришлось сохранить старый добрый советский специалитет, поскольку выяснилось, что некоторым специальностям невозможно выучить за четыре года в бакалавриате, особенно если молодой человек потом меняет в магистратуре направление обучения, добавляет Александр Сафонов, профессор кафедры управления персоналом и психологии и проректор Финансового университета при Правительстве РФ. «Например, в технических и медицинских профессиях требуется очень сильная фундаментальная подготовка, и в этих направлениях трудно было сократить программу до четырёх лет», — объясняет он.
По наблюдениям Александра Фокина, преподавателя истории и доцента Школы исследования окружающей среды и общества (Антропошколы) Тюменского государственного университета, вузы воспользовались возникшей ситуацией, чтобы дополнительно заработать: они стали часто открывать непрофильные магистратуры, чтобы обойти конкурентов и привлечь туда студентов не только из собственного бакалавриата, но и из бакалавриата других вузов. Одни открыли практико-ориентированные модные магистратуры по менеджменту и экономике, другие — оригинальные и уникальные магистратуры, которые сразу привлекают внимание студентов, например, магистратуры по урбанистике или биоэкономике. Однако тут же стал вопрос о качестве образования.
«Создание той или иной непрофильной магистратуры зависит от кадрового состава вуза. Например, в авторитетном американском техническом вузе Massachusetts Institute of Technology (MIT) есть сильная гуманитарная магистратура, которую создал известный американский лингвист и философ Ноам Хомский. Но далеко не каждый российский вуз может позволить себе привлечь в непрофильную магистратуру такого звёздного преподавателя», — замечает Александр Фокин.
Более того, добавляет он, в любом вузе гораздо легче открыть практико-ориентированную непрофильную магистратуру, чем научную, поскольку для этого не нужно обладать сильной научной базой в непрофильном предмете, достаточно найти преподавателей с прикладными знаниями.
Почему идут в магистратуру на другое направление
Видимые недостатки системы тем не менее не остановили молодёжь. Опрос 2500 молодых людей, проведённый в 2021 году МГТУ им. Баумана совместно с МАИ и МИФИ, показал, что в непрофильной магистратуре предпочитают учиться более трети (39,3%) российских бакалавров, магистрантов и выпускников вузов.
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко объясняет это тем, что в 17 лет после школы большинство молодых людей не могут выбрать профессию, которой они готовы заниматься всю жизнь, и чаще выбирают просто то, что модно, или то, что предложили родители. Соответственно, во время учёбы может прийти понимание, чем хотелось бы заниматься на самом деле, и тут выручает магистратура.
«У меня в семье есть юристы, и я со школы мечтала работать в этой профессии, поэтому поступила на факультет права в НИУ ВШЭ. Но во время учёбы в вузе я много занималась организацией вузовских мероприятий и вечеринок и к четвёртому курсу поняла, что мне нравится работать с людьми, что мне хотелось бы работать в сфере коммуникаций и BLT-мероприятий (маркетинговых мероприятий), — вспоминает Полина Тыновская, выпускница НИУ ВШЭ. — Я окончила бакалавриат по юриспруденции, но в магистратуру поступила там же, в НИУ ВШЭ, на факультет коммуникаций, медиа и дизайна».
Нельзя забывать и о том, что образование — неотъемлемая часть экономики, оно всегда отражает в себе экономические процессы в стране и меняется вместе с ними, говорит Алексей Бескопыльный, проректор по учебной работе и международной деятельности Донского государственного технического университета.
Быстрые изменения на рынке труда, неопределённость и отсутствие чёткого представления о будущем заставляют молодёжь получать разностороннее многопрофильное образование и таким образом увеличивать свои шансы на успех на рынке труда, добавляет Татьяна Клячко. Поэтому многие и поступают на экономические и юридические направления: эти профессии всегда востребованы, диплом юриста или экономиста минимизирует риски при трудоустройстве и гарантирует заработки, объясняет Олег Буклемишев, заместитель декана экономического факультета МГУ и директор Центра исследования экономической политики этого же факультета.
Например, Карина Кузьмина, выпускница магистратуры прикладной экономики ВШЭ, решила стать экономистом, когда, будучи студенткой бакалаврской программы механико-математического факультета Новосибирского государственного университета, подрабатывала в Институте математики им. Соболева. «Я зарабатывала всего 9 тысяч рублей в месяц и видела, что мои кураторы-профессора тоже получают немного — не более 20 тысяч ежемесячно. Постепенно пришло понимание, что мне не хочется заниматься наукой и делать карьеру учёного-математика», — говорит она.
Узнав, что Высшая школа экономики набирает в Новосибирском университете студентов в Зимнюю экономическую школу (открытое конкурсное мероприятие для абитуриентов магистерских программ по экономике и финансам), Карина сразу подала туда документы и в 2016 году поступила в магистратуру по прикладной экономике НИУ ВШЭ.
Перейти на другую специальность в магистратуре на самом деле не так-то просто: нужно готовиться к экзаменам, собирать портфолио своих работ, писать эссе. Но даже после этого приходится много заниматься в первые месяцы учёбы, чтобы догнать профильных магистрантов. «Первые месяцы я мало понимала, что говорят преподаватели. Мне давали понять: если ты сюда поступила, разбирайся во всём сама. Я очень много занималась», — признаётся Карина.
Многие студенты уверяют, что выбрали специальность в магистратуре совершенно осознанно, попробовав себя на работе или поучаствовав в конкурсах и чемпионатах, и ни разу не пожалели о выборе. «Когда я училась на бакалаврской программе Финансового университета, я три года участвовала в кейс-чемпионатах для студентов и решала кейсы из разных отраслей: FMCG, фармацевтики, банковской сферы, сферы маркетинга. Постепенно я поняла, что международные финансы — не моя профессия, и что в магистратуре я хочу изучать специальность, которая позволит мне приносить реальную пользу обществу. Я выбрала управление в сфере здравоохранения, поменяла вуз и место жительства, переехав из Москвы в Тамбов», — рассказывает Ольга Буданцева, студентка второго курса магистратуры Тамбовского государственного университета.
Наградой за старания и упорство выпускники непрофильных магистратур считают новые знания, более широкий кругозор, способность более гибко мыслить и решать нетривиальные задачи. Многие убеждены, что нашли себя и выучились профессии, которая приносит им больше удовлетворения и доходов.
Непрофильные переходы в технические магистратуры — редкость
У руководителей и преподавателей университетов отношение к смене профиля обучения в магистратуре варьируется в зависимости от направленности вуза. Наиболее настороженно относятся к непрофильным студентам технические университеты и институты. Но и идут туда непрофильные магистранты редко.
Например, в Новосибирском государственном университете непрофильные студенты, по данным самого вуза, составляют не более 15% от поступающих в магистратуру, поскольку его магистерские программы ориентированы на естественно-научный блок и требуют специфических знаний. Непрофильных студентов, говорит представитель вуза, можно встретить в основном на программах социогуманитарной направленности: юриспруденция (до 30%), психология и философия (до 50%).
Похожая ситуация в НИЯУ МИФИ, где, по словам начальника отдела магистратуры учреждения Оксаны Кружаловой, профильные бакалавры составляют 90% всего потока поступающих. Не совсем профильными студентами магистратуры становятся, по её словам, лишь выпускники прошлых лет или люди старшего возраста, осознанно идущие на переквалификацию. При этом чаще всего непрофильные студенты приходят на IT-направление, поскольку сейчас многие хотят добавить к уже имеющемуся образованию цифровые компетенции.
Причина редких переходов на другую специальность в магистратурах по инженерии и другим техническим дисциплинам в суровых вступительных испытаниях. Экзамены выступают естественным фильтром и отсеивают недостаточно подкованных технически студентов, объясняет Дмитрий Седнев, ректор Томского политехнического университета. По его словам, в ТПУ наиболее радикальными переходами можно считать те, что совершают, к примеру, медики из других вузов, которые идут изучать приборостроение, в том числе медицинское, или же инженеры, пожелавшие приобрести знания в сфере менеджмента, технологического предпринимательства или управления качеством.
Ещё небольшое число студентов (в среднем от 5 до 15%) совершают междисциплинарные переходы: так, нефтяники изучают в магистратуре ТПУ приборостроение, металлурги — материаловедение, энергетики — цифровые технологии.
«Обычно у студентов два мотива. Человек ведёт междисциплинарное исследование, и ему нужны новые компетенции. Или у него есть определённые карьерные потребности, и он меняет профиль для вертикального карьерного роста или горизонтального перехода в профессии. Второе чаще касается более взрослых абитуриентов», — объясняет Дмитрий Седнев.
Гуманитарии же, добавляет он, переходят в технический вуз совсем редко, и в основном это юристы или экономисты.
Мультидисциплинарность сегодня важна, поскольку в современной экономике невозможно смотреть на всё только с позиций лишь одной науки или профессии, нужен широкий взгляд на многие явления, полагает Александр Сафонов из Финансового университета. Однако совсем радикальные переходы студентов из одной сферы в другую вызывают у него сомнения. «Мастера на все руки», говорит он, гораздо больше ценятся на незрелых рынках труда, где нужны люди широкого профиля. Но чем более развит рынок труда, тем больше ему требуются люди с фундаментальной подготовкой в своей профессии. Именно такие кадры, особенно в сфере инженерных профессий, сейчас будут нужны российской экономике для её восстановления и развития, полагает он.
В чём польза уникальных программ, рассчитанных на разный бэкграунд
Если примеров, когда гуманитарии становятся технарями немного, то примеров, когда технари уходят в гуманитарные, творческие или экономические профессии, предостаточно.
«Стиль написания работ и образ мысли у естественников и гуманитариев разнится. Но важна мотивация, я видел несколько человек, которые перешли из технических на гуманитарные направления и стали успешными», — рассказывает Александр Фокин. Он вспоминает математика, ставшего историком, и химика, который перешёл в магистратуру по археологии и теперь делает химический анализ найденных в раскопках стёкол. А Татьяна Клячко приводит в пример совместную магистерскую программу РАНХиГС и МФТИ, где студенты МФТИ успешно изучают экономику.
Более того, есть примеры магистратур, которые изначально рассчитаны на абитуриентов с очень разным бэкграундом.
«Во всём мире уже давно идёт бурное развитие креативной экономики и развиваются соответствующие образовательные программы. Независимо от направления подготовки, очень важно учить студентов мыслить нестандартно и выходить за рамки привычных дисциплинарных ограничений», — говорит Алия Сахариева, заместитель директора Центра искусства и науки Университета ИТМО.
Именно поэтому в 2018 году в ИТМО открылась первая в России магистерская программа в сфере искусства и науки. Она готовит междисциплинарных специалистов, которые решают проблемы науки, общества и культуры, используя инструменты научно-технологического искусства: художники получают научно-технические знания и цифровые навыки, а люди технических профессий и учёные знакомятся с миром современного искусства. Программа состоит из теоретической и практической частей. Студенты изучают теорию и историю современного и научно-технологического искусства, а также работу с материалами, программирование и цифровые инструменты. Практическая часть программы состоит из мастерских с профессиональными художниками и выборных дисциплин, таких как биоарт или использование искусственного интеллекта и цифровых инструментов в искусстве.
Магистратура открыта для ребят с любым бэкграундом, уточняет Алия. Учиться приходят психологи, экономисты, социологи, физики, химики, художники. Как правило, половина из них идёт потом работать в технологический сектор, а половина — в креативные индустрии. Например, выпускница 2021 года Анна Каплан стала куратором образовательных проектов в Центре искусства и науки. Девушка, которая сначала окончила бакалаврскую программу по почвоведению на биологическом факультете СПбГУ, перешла в творческую магистратуру ИТМО, потому что хотела работать на стыке естественных наук и искусства. Лишь в ИТМО она нашла курс по передовому направлению «биоарт».
Ещё один навык, востребованный в современной экономике и на нынешнем рынке труда, — умение мыслить критически и работать с информацией, убеждена Дарья Денисова, директор Центра научной коммуникации ИТМО и руководитель одноимённой непрофильной магистратуры этого вуза. «В мире, где люди мало прислушиваются к учёным, важно развивать правильную коммуникацию с научным сообществом и сокращать дистанцию между обществом и академической наукой. Наш курс как раз и нацелен на развитие таких навыков», — говорит она и добавляет, что бакалавры ИТМО, ориентированные на исследовательский трек, как правило, редко поступают в непрофильную магистратуру, но сюда приходят учиться философы, политологи, фармацевты, социологи, биофизики из других вузов. В аудитории они делятся знаниями и опытом и, будучи людьми из разных профессиональных сфер, взаимно обогащают друг друга.
Руководители непрофильных программ ИТМО утверждают, что их выпускники востребованы на рынке труда. Однако выпускницы, с которыми удалось пообщаться, говорят, что остались работать в ИТМО, так как хотели заниматься полученной профессией, а на свободном рынке труда подходящих предложений не было.
Обязательно ли иметь базовое педобразование для педагогической магистратуры?
В июне этого года Правительство утвердило новую концепцию совершенствования педагогического образования. Из неё следует, что ранее озвученные планы расширить программы специалитета в педобразовании не означают сокращения магистратуры. Более того, одна из целей концепции — привлечь к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер. Очевидно, это должно решить проблему нехватки учителей.
То есть на фоне общей критики непрофильной магистратуры законодатели не высказались резко против поступления непрофильных бакалавров на педагогическое направление. Главное — иметь сильное фундаментальное образование в своей сфере, потому что школам срочно нужны сильные «предметники» с междисциплинарными компетенциями.
Непрофильная магистратура в педагогике имеет полное право на существование, убеждена Мария Лытаева, руководитель магистерской программы «Педагогическое образование» в ВШЭ. По её словам, вне зависимости от базового образования студента, педагогическая магистратура даёт основы научной деятельности педагога, при этом формируя у него более глубокие компетенции и практические навыки в сфере преподавания.
«Выпускники педагогических вузов лучше знают основы педагогики, они уже практиковались в школе и, поскольку наша программа тоже включает много практики в школах, показывают себя поначалу более успешными и опытными педагогами. Зато выпускники классических университетов, как правило, лучше знают свой предмет и более осознанно подходят к выбору профессии учителя. За время учёбы в магистратуре они осваивают все навыки работы в школе и в конечном счёте становятся не менее успешными педагогами, чем профильные магистранты», — рассказывает Мария Лытаева.
Преимущество совместного обучения в том, что студенты с разным базовым образованием обмениваются опытом, генерируют новые идеи, и при этом более сильные подтягивают более слабых. «Ещё неизвестно, нашли бы наши непрофильные студенты работу на рынке труда, не поступи они учиться к нам. А в педагогической магистратуре они расширяют свои навыки и точно будут востребованы в школе со своим сильным базовым предметным образованием», — поясняет Мария.
Как быть с юридической магистратурой?
А что же с юристами, которых упоминал министр образования и науки, когда говорил о плохих последствиях непрофильных магистратур?
«В юриспруденции магистратуру надо разделить на два направления: одно — для людей постарше, кто уже поработал юристом и понял, какие дополнительные навыки и знания ему нужны (это может быть, например, банкротство, фармацевтическое право и так далее). А вторую, „адаптивную“ магистратуру надо было бы создать для студентов любых других специализаций, желающих получить представление о юриспруденции», — считает Роман Янковский, заместитель декана по развитию факультета права НИУ ВШЭ. В магистратуре второго типа, по его мнению, можно было бы преподавать упрощённые юридические дисциплины для неюристов — например, право интеллектуальной собственности для людей творческих профессий. Годового обучения точно хватило бы, если сделать магистратуру дневной. Но в вечернем формате обучения непрофильным студентам понадобилось бы уже два года для освоения программы.
Необычность «адаптивной» магистратуры в том, что она не должна давать права на юридическую практику и приравниваться к полному юридическому образованию. «Такая магистратура нужна скорее для подготовки гибридных специалистов, например, аудиторов или финансистов, которые знают право в своей сфере. Но если человек хочет стать практикующим юристом, ему придётся получать второе высшее образование в сфере юриспруденции», — уверен Роман.
Идея адаптивной магистратуры родилась у него неслучайно. Уже много лет он наблюдает, как студенты юридических факультетов, поступив в магистратуру, не ходят на многие занятия. Некоторые переходят на вторую ступень высшего образования вообще только ради диплома, поскольку без магистратуры выпускник бакалавриата считается «неполноценным» юристом.
Корень зла Роман Янковский видит в том, что вузы дают студентам много теоретических знаний. Эта теоретическая часть состоит из дисциплин, которые сформировались в силу традиции и в силу той же традиции продолжают занимать место в учебном плане.
Студентам они не слишком полезны, а что-то они уже изучали. В результате молодые люди не хотят повторно слушать в магистратуре то, что уже слышали в бакалавриате. При более практико-ориентированном подходе к юридическому образованию полноценного юриста можно готовить всего за три-четыре года в бакалавриате, но это потребует полного переосмысления и пересборки образовательных программ, а также изменения образовательных стандартов.
Что в сухом остатке?
Подискутировав о плюсах и минусах упразднения непрофильной магистратуры в российском высшем образовании, большинство собеседников Skillbox Media пришли к выводу, что такая магистратура нужна. И нужна она, прежде всего, потому что востребована экономикой и рынком труда. «Современное высшее образование — не набор знаний и компетенций, это — широкий взгляд на мир, гибкое мышление и междисциплинарные навыки», — говорит Олег Буклемишев из МГУ.
«Чем инновационнее экономика, тем больше людей не работает строго по специальности в дипломе и не раз меняет карьерные траектории на протяжении жизни. Для этого нужны разносторонние знания и умение адаптироваться», — добавляет Татьяна Клячко из РАНХиГС.
Всё высшее образование невозможно измерить по одной мерке: где-то нужно оставить специалитет, где-то только профильные, а где-то непрофильные магистратуры, утверждает Мария Лытаева из ВШЭ. Нельзя разом упразднить везде непрофильные магистратуры, подход должен быть разумным и комбинированным, заключает она.
Высшее образование со Skillbox
Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.
Узнать подробнее