Образование
#новости

В колледжах может появиться новая специальность по ИИ, и это вызвало вопросы у экспертов

Одни считают, что обучать этой специальности стоит лишь в вузе, другие — что для неё достаточно и курсов. Есть и другие сомнения.

Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО) может пополниться новой специальностью — 09.02.13 «Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта». Проект приказа Минпросвещения об утверждении соответствующего ФГОС опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Общественное обсуждение проекта открыто до 11 ноября.

Сомнение первое: будут ли выпускники с новой специальностью конкурентоспособными на рынке труда?

Ряд экспертов предполагают, что выпускники колледжей по ИИ-специальности будут проигрывать IT-специалистам с высшим образованием. Такое мнение высказала в комментарии для «Известий» депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Считается, что обучение в вузе предполагает освоение фундаментальной математической базы, а выпускникам колледжей её будет не хватать, чтобы конкурировать со специалистами с высшим образованием. Ещё одной вероятной проблемой внедрения специальностей по ИИ в колледжах называют нехватку преподавателей-практиков.

Опрошенные Skillbox Media представители частных колледжей не во всём согласны с этой позицией.

«Возможно, вузовская программа обеспечивает более глубокое изучение математики, но наш опыт доказывает, что работать в сфере компьютерных игр, дополненной/виртуальной реальности и ИИ-решений, создавая качественные продукты, можно и без такого погружения, — говорит Кристина Граль, директор по стратегическому развитию IThub group, сооснователь колледжа IThub. — Любая теория должна быть закреплена на практике и чем её больше, тем шире становится профессиональный кругозор, тем качественнее создаваемый продукт. Например, в IThub образовательный процесс построен на бизнес-ориентированной методологии, что позволяет выпускникам соответствовать актуальным требованиям IT-индустрии. В развитии нашего колледжа участвуют более 100 ведущих IT-компаний. Эксперты-практики из отрасли верифицируют наши программы и вовлекают студентов в жизнь индустрии. Это позволяет ребятам начинать свою карьеру уже со 2–3 курса».

Кристина Граль объясняет, что проблема СПО не в отсутствии квалифицированных специалистов, желающих преподавать в колледжах, а в неравном финансировании государственного сектора образования: колледжам сложно конкурировать с вузами в вопросах зарплат преподавателей и прочих ресурсов. Выравнивание возможностей привлекло бы больше опытных специалистов.

Однако у передовых колледжей есть возможность привлекать цифровые и профессиональные ресурсы, а значит — эффективно готовить специалистов в рамках программ и по новой специальности.

«Практиков можно вовлекать в учебный процесс, и это нужно делать. В нашем колледже Skillbox все домашние работы проверяют практики. И этому помогают современные технологии. Можно, например, записать часть материала с экспертом и потом использовать как видеолекции — и ему уже не нужно три раза в неделю ездить в аудиторию, чтобы читать эти пары. Образовательные технологии нужны не только для учителя и студента, но и для практика, которого мы хотим привлечь в учебный процесс», — считает руководитель бизнес-юнита «Академическое образование» Skillbox Сергей Жданов.

Сомнение второе: нужна ли вообще в колледжах отдельная специальность по интеграции ИИ?

При этом сама необходимость создавать сейчас в СПО специальность по интеграции решений ИИ вызывает вопросы.

Что представляет собой эта новая специальность? Согласно проекту ФГОС, она предполагает освоение таких компетенций, как разработка кода для обучения искусственного интеллекта, администрирование баз данных, обучение готовых моделей ИИ. Обучение по новой специальности СПО должно осуществляться в очной форме, срок для выпускников 11-х классов — 2 года и 10 месяцев, для выпускников девятых классов — 3 года 10 месяцев.

Что касается разработки кода для ИИ, то почему бы не включить её во все специальности 9-й группы, то есть сделать общепрофессиональной компетенцией по информатике и вычислительной технике, рассуждает Сергей Жданов. Тогда отдельный стандарт для этого не нужен. Если говорить о компетенциях по внедрению и интеграции ИИ-решений в работу, то тоже не вполне понятно, зачем выделять их в отдельную специальность. Ведь они, похоже, нужны теперь широкому кругу специалистов в разных сферах деятельности — не только программистам, но и дизайнерам, маркетологам и так далее.

«Не вызывает сомнений, что специалисты, которые будут заниматься не разработкой ИИ (таким „тяжёлым“ ML), а именно внедрением готовых решений и сценариев, будут нужны на рынке. Но требуется ли для их подготовки именно объёмная программа СПО, если фактически этому можно быстрее обучить на курсах ДПО, вызывает вопросы», — считает Сергей Жданов.

Он поясняет: в Skillbox, например, уже внедряют отдельные модули по ИИ в образовательные программы различных направлений подготовки в рамках программ высшего образования.

Сомнение третье: не рано ли внедрять стандарт по ИИ, если всё, что связано с ИИ, очень быстро меняется?

Область ИИ развивается и меняется стремительно, поэтому может получиться так, что новый стандарт устареет ещё до того, как колледжи выпустят по нему первых студентов. Сергей Жданов по этому поводу приводит такой пример: всего год назад был спроектирован модуль по ИИ для одной из магистерских образовательных программ, и за этот год появилось так много вводных из практики ИИ, что они существенно меняют содержание модуля.

«Сама область ИИ настолько быстро меняется, что регулирование её государственными стандартами может быть пока преждевременным. Нужно время, должна утрястись практика, — рассуждает он. — По стандарту „09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта“, ещё, на мой взгляд, требуется работа, обсуждение с профессиональным сообществом. Хотелось бы, чтобы стандарт был гибким. Мы, в свою очередь, как компания и как команда, которая занимается колледжем СПО, готовы в эту работу включиться, поделиться наработками».

Напомним, летом 2024 года был утверждён ФГОС для специальности 09.02.10 «Разработка компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности». Но, в отличие от стандарта 09.02.13 «Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта», он не вызвал больших обсуждений. Как поясняет Сергей Жданов, в том случае принятие госстандарта стало скорее формализацией компетенции, которая уже и так присутствовала в СПО. К тому моменту уже была ясность с навыками, которым можно учить по этой специальности.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована