Исследование профессора Фей Гуо из Университета Цинхуа охватило более 130 тысяч студентов в 34 вузах КНР, сообщает Институт образования НИУ ВШЭ. Результаты работы были представлены на XV Международной конференции исследователей высшего образования (ИВО) в НИУ ВШЭ.
Почему у китайских студентов возникают проблемы
По словам Фей Гуо, в китайских старших школах очень конкурентная атмосфера, так как экзамен для поступления в вузы — гаокао, аналог нашего ЕГЭ — считается крайне сложным. Поэтому ученики, настроенные на высшее образование, учатся очень интенсивно, пытаясь не только освоить программу, но и быть среди лучших по успеваемости.
Появился даже сленговый неологизм «нэйцзюань» — так называют погоню за высшим баллом, в которой задействуются любые разрешённые способы. Проблема в том, что знаний и полезных навыков эти действия не добавляют. Например, уже подготовив презентацию для выступления, ученик может часами дорабатывать её дизайн до идеала. Некоторые школьники, наоборот, сдаются, и для описания этой крайности появилось слово «танпин». Это состояние, когда ученик выполняет только то, что необходимо, чтобы выйти на экзамен.
После сдачи вступительных экзаменов у многих теряется ощущение цели и смысла в учёбе. То есть уже на первый курс китайские студенты нередко приходят выгоревшими, и среди них, как и в старшей школе, распространены «нэйцзюань» и «танпин».
Чтобы исследовать, как психологическое состояние учащихся влияет на их образовательные результаты, Фей Гуо и её коллеги разработали концепцию академического психологического капитала. Он объединяет вовлечённость в учёбу, уверенность в собственных силах, готовность справляться с учебными трудностями, а также веру в то, что обучение ведёт к карьерному успеху в выбранной области.
Как проявляется психологическое неблагополучие
Масштабный опрос студентов в китайских вузах показал, что по некоторым составляющим академического психологического капитала у них очень высокие показатели. Так, 90% участников исследования убеждены, что усердие в учёбе позволит им добиться успеха, и верят в свою способность справляться с трудностями. Но около 30% не согласились с утверждением, что выбранная специальность и конкретные изучаемые дисциплины помогают им подготовиться к будущей карьере. У этих студентов и общий уровень психологического благополучия ниже.
Анализ выявил, что психологические проблемы снижают вовлечённость в учёбу, а это, в свою очередь, негативно влияет на результаты обучения. Ещё исследователи обнаружили такие особенности:
- Уровень академического психологического капитала и благополучия ниже у студентов в первом поколении — тех, в чьих семьях до них никто не получал высшего образования, у представителей национальных меньшинств, а у девушек он ниже, чем у юношей.
- В более престижных университетах студенты чаще сталкиваются с психологическими проблемами из-за высокой конкуренции.
- У первокурсников и студентов старших курсов уровень стресса, как правило, ниже, чем на втором курсе. Именно второй год учёбы становится самым тяжёлым, потому что на первом курсе многие чувствуют себя победителями, преодолев сложные вступительные экзамены, а затем сложность обучения растёт и накапливается психологическое напряжение. К выпускному, по словам Фей Гуо, большинству студентов удаётся справиться с давлением.
Ещё с 1994 года, как рассказала Фей Гуо, в китайских университетах появились программы психологической поддержки. Правительство регулярно расширяет их, и практически в каждом вузе есть консультационные центры, где студенты могут получить психологическую помощь и карьерные рекомендации. Но исследование показало, что студенты с самыми низкими показателями психологического благополучия реже остальных обращаются за такой поддержкой. Видимо, тем, кто оказался в подавленном состоянии, сложно воспользоваться помощью. Исследовательница предположила, что нужны более узкие адресные программы поддержки, например специально для девушек или для студентов из наименее обеспеченных семей.
Кстати, на конференции ИВО рассматривались и модели образовательного поведения российских студентов. Одна из самых распространённых моделей, по данным стартовавшего в 2022 году исследования, — делать минимум, то есть это та же линия поведения, что и «танпин» у китайских школьников и студентов. С какими факторами это связано в России, пока не изучено.
Ранее исследование Российской академии образования (РАО) установило, что 26,5% первокурсников имеют сложности в общении со сверстниками, а 20,9% сталкиваются с эмоциональными проблемами.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!