Образование
#новости

В Госдуме снова обсудили, как сделать инфобизнес и блогосферу прозрачнее

Появились новые предложения — например, ввести ограничения для блогеров, которые позиционируют себя как репетиторов, готовящих к ОГЭ и ЕГЭ.

В Госдуме состоялось заседание рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы. Депутаты, представители правительственных ведомств и участники рынка онлайн-образования поделились мнениями о проектах, над которыми уже работают, и внесли новые предложения. Онлайн-трансляция мероприятия проходила на сайте Госдумы.

Как предлагается регулировать инфобизнес

Заместитель председателя рабочей группы, депутат от «Справедливой России» Яна Лантратова (кроме того, она зампредседателя и в комитете Госдумы по просвещению) напомнила об озвученном ранее намерении законодателей запретить называться институтами, академиями и высшими школами организациям, у которых нет образовательных лицензий.

«Мы просто не имеем права обесценивать институт образования, обучая на дистанционных курсах [под названием „академия“] всевозможных астропсихологов, ангелотерапевтов и других сомнительных личностей», — объяснила она причины этих планов.

По словам Яны Лантратовой, соответствующий законопроект уже разработан и получил поддержку Рособрнадзора. Участники заседания получили текст для ознакомления.

Ещё одно предложение, которое прорабатывают уже несколько месяцев, — разработка новых кодов ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) для блогеров и инфобизнесменов. Пока предложены такие наименования:

  • «Деятельность по распространению рекламы пользователями социальной сети»;
  • «Деятельность по созданию и распространению информации пользователями социальной сети»;
  • «Деятельность в сфере связей с общественностью. Прочее»;
  • «Деятельность рекламных агентств. Прочее».

Последний вариант предложили внести эксперты Минэкономразвития, но не все участники рабочей группы с ним согласились. Вопрос продолжают обсуждать.

Напомним, на июльском заседании рабочей группы предлагали ввести также лицензирование для самозанятых и предпринимателей, предоставляющих образовательные услуги. Идея в том, чтобы те, кто такой лицензии не получил, имели право оказывать только информационно-консультационные услуги. Яна Лантратова отметила, что это очень важная задача и идею уже одобрили в Минцифры. Но неизвестно, на какой стадии сейчас эта инициатива, подготовлен ли законопроект.

На заседании обсудили ещё несколько предложений, поступивших в рабочую группу за последние месяцы или выдвинутых непосредственно на встрече:

  • Ввести специальные идентификаторы для каждого реализованного инфопродукта (по аналогии с рекламой в интернете) предложил Институт развития интернета. Идея в том, что для идентификации потребуется предоставить информацию об образовании автора и о программе инфопродукта.
  • Ввести дисклеймеры для инфопродуктов. Это предложение от партии «Новые люди»: в ней хотят обязать предпринимателей включать в описание своих курсов, тренингов и прочих инфопродуктов предупреждение, что их покупка не гарантирует получения дохода или иных результатов.
  • Обязать блогеров, которые распространяют информацию в сфере медицины, указывать свою квалификацию и предоставить исключительное право на информационно-консультационные услуги в этой области только тем, кто имеет профильное высшее или среднее профессиональное образование. С таким предложением выступил Минздрав. Предполагается, что за невыполнение этих требований будет административная ответственность.
  • Обязать всех блогеров публиковать ссылку на свой диплом. На заседании с такой идеей выступила заместитель председателя комитета по защите семьи Татьяна Буцкая. Правда, для этого нужен публичный реестр дипломов о высшем образовании.
  • Создать реестр блогеров, которые выступают за традиционные семейные ценности, предложили в Комитете Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Цель — чтобы оказывать им господдержку.
  • Ввести ограничения для блогеров, которые позиционируют себя как репетиторов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, предложила сенатор Ирина Рукавишникова. По её словам, есть жалобы на недостоверный контент по соответствующим хештегам, поэтому такие блоги стоит перевести на площадку под контролем Минпросвещения и верифицировать их материалы.

На ещё одну проблему обратила внимание телеведущая и доктор медицинских наук Елена Малышева: она высказалась о «так называемых психологах».

«Сегодня у нас нет никаких профессиональных требований к психологам. Психолог не обязан иметь не то что высшее — даже среднее образование. После девяти классов школы ты можешь закончить курсы в какой-нибудь „академии психологии“, а курсы длятся месяц, чтобы вы поняли. А дальше эти психологи с этими дипломчиками рассажены, например, во все школы», — заявила телеведущая.

Кроме того, Елена Малышева подчеркнула, что у психологов нет государственных стандартов работы и рекомендаций, подобных клиническим рекомендациям в медицине, и в случае проблем они не несут никакой ответственности.

Другие спикеры, правда, напомнили, что устроиться в школу невозможно без диплома гособразца с квалификацией «педагог-психолог». О качестве подготовки психологов в вузах, однако, ранее эксперты также высказывались негативно. Например, в прошлом году декан факультета психологии СПбГУ Алла Шаболтас отмечала, что системное образование в некоторых вузах подменяют освоением отдельных технологий. А сформулировать требования к тому, как готовить психологов, мешает отсутствие законодательных актов о том, кто такой профессиональный психолог и какими видами деятельности он может заниматься.

Яна Лантратова в ответ на выступление Елены Малышевой напомнила, что разрабатывается закон о психологической помощи: на рассмотрении у Госдумы находится два варианта.

Как к предложениям относятся сами блогеры и инфобизнесмены

Участниками заседания стали многие представители рынка, которые в целом насторожённо отнеслись к идеям регулирования. Впрочем, были и исключения. Например, блогер-миллионник и основатель онлайн-школ Никита Серов предложил ввести максимально жёсткую процедуру лицензирования онлайн-курсов: с аккредитацией идеи курса на первом этапе и проверкой его содержания на втором. Всё это должно происходить до запуска курса и, с точки зрения спикера, необходимо для отсева с рынка «пустых коучей».

Более осторожную позицию высказал сооснователь платформы GetCourse Сергей Михайлов. Он поддержал идею «Новых людей» о дисклеймерах на рекламе инфопродуктов (с предупреждением о том, что обучение не гарантирует результатов). А вот с содержанием курсов и претензиями клиентов, считает он, правильнее работать с помощью саморегулируемых организаций, которые будут внедрять собственные стандарты качества и контролировать соблюдение законодательных требований.

Но большинство выступавших предлагали регулировать инфобизнес и блогинг с помощью мер, уже закреплённых в законодательстве:

  • Доцент МГППУ и руководитель проектов в сфере ДПО Артём Шилин предложил распространить на лицензирование курсов систему «Честный знак».
  • Президент Ассоциации развития Борис Омельницкий призвал руководствоваться недавно принятым законом об обязательной регистрации в Роскомнадзоре пользователей соцсетей с аудиторией больше 10 тысяч подписчиков и требованиями по маркировке рекламы. С его точки зрения, существует достаточно инструментов для защиты пользователей и не нужно изобретать дополнительное обременение.
  • Избыточной мерой лицензирование, которое повлечёт за собой волокиту и бюрократизацию, назвал и соорганизатор конференции «Инстадиум» Илья Гончаренко. С его точки зрения, основным контролирующим органом в сфере должна быть Федеральная антимонопольная служба, чья основная задача в сфере инфобизнеса — следить за достоверностью рекламы.

Бизнес-тренер Радислав Гандапас резко раскритиковал все озвученные инициативы. Он подчеркнул, что под словом «блогер» подразумеваются разные сущности. Есть блогеры, которые создают рекламоноситель, набирая аудиторию в своих блогах, а есть профессионалы и предприниматели, которые в блогах главным образом продвигают свои услуги. Кроме того, большинство предложенных на заседании мер нацелены на воображаемую мишень: абстрактного малообразованного консультанта, который обещает за три дня научить, как заработать миллион долларов.

Нелепыми Радислав Гандапас считает и предложения запретить использовать названия «институт» и «академия» или делать предупреждение о том, что результат не гарантирован.

«Почему только мы должны писать, что наше обучение ничего не гарантирует? А кто-то думает, что гарантирует? Кто-то так наивен, что думает, что что-то в этом мире чего-то гарантирует? Жизнь не гарантирует жизнь вообще. Давайте не выключать здравый смысл в погоне за желанием отрегулировать», — призвал предприниматель.

По итогам встречи, как написала в своём телеграм-канале Яна Лантратова, в рабочей группе изучат все предложения и продолжат на их основе формировать законодательную базу.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована