Образование
#новости

В Госдуме решили окончательно преодолеть рыночно-сервисный подход к образованию

Также депутаты хотят подчеркнуть, что в образовании надо полагаться не на чужеродные заимствования, а на историческое наследие.

Соответствующий законопроект разработали члены комитета Госдумы по науке и высшему образованию. Он уже внесён в Госдуму. Предлагается уточнить принципы госполитики и правового регулирования отношений в сфере образования, закреплённые в статье 3 закона «Об образовании в РФ».

Во-первых, гуманистический характер образования, согласно законопроекту, перестаёт быть абстрактным — уточняется, что он должен соответствовать традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Как пояснил в своей колонке в «Парламентской газете» председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, в современном мире «великая гуманистическая идея подвергается серьёзным испытаниям, целенаправленно извращается». Поэтому идеологи законопроекта сочли необходимым напомнить, что идея гуманизма неотделима от традиционных ценностей и не может быть им противопоставлена.

Во-вторых, предлагается ввести принцип научно обоснованного развития системы образования в РФ «с учётом её исторического наследия, перспективных задач развития государства и общества». По словам Сергея Кабышева, это означает, что при принятии решений в сфере образования нужно проводить тщательный экспертный анализ предпосылок, прогнозируемых последствий и рисков. Кроме того, это означает, что нужно учитывать историческое наследие российского образования и педагогики, а также задачи развития государства и общества.

В-третьих, принцип создания благоприятных условий для интеграции нашей системы образования с системами образования других государств предлагается заменить принципом обеспечения благоприятных условий для взаимодействия с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе. Председатель профильного комитета пояснил эту поправку так: «Интеграция российской системы образования с системами образования других государств не может считаться самоцелью или приоритетом».

В целом, как рассказал в своей колонке Кабышев, эти поправки должны, во-первых, последовательно преодолеть рыночно-сервисный подход к образованию.

«Хотя интеграция профессионального образования и промышленности является крайне важной для обеспечения его жизненности, практической востребованности, образование не может превращаться в услугу ни по отношению к обучающимся, ни по отношению к работодателю, индустриальному сектору, — написал он. — Мы должны чётко понимать и не стесняться говорить об этом прямо: образование как общественное благо является приоритетом государственной политики, призвано формировать патриотическое, национально ориентированное мировоззрение».

Во-вторых, поправки направлены на то, чтобы «наша система образования жила не чужеродными заимствованиями или инерционными шаблонами, а развивалась через развитие исторических традиций», как резюмировал председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию.

Он также напомнил, что закреплённые в законе принципы — это фундамент, а их реализация заставит переосмыслить всё законодательство об образовании и конкретизировать его на уровне подзаконных и локальных нормативных актов. В соответствии с этими принципами будут обновлять образовательные программы и систему воспитательной работы, подготавливать учебные материалы, трансформировать уровневую структуру образования.

Дополнено 12.12.2003:

Госдума приняла законопроект в третьем чтении. За это время его текст расширился. Кроме первоначальных поправок, описанных в этой заметке, установлено, что педагогические работники обязаны:

  • осуществлять свою деятельность «на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»;
  • а также формировать у учащихся трудолюбие и «чувство патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимное уважение, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации».

Дополнено 26.12.2003:

Президент России Владимир Путин подписал закон, закрепляющий традиционные духовно-нравственные ценности в образовании. Документ был опубликован на официальном портале правовой информации. Данное положение начинает действовать с сегодняшнего дня.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована