Учёные из Китая и США выявили закономерность между временем, которое студенты тратят на использование мобильных приложений, и уровнем их успеваемости и стартовой зарплатой после выпуска. Их работа опубликована на сайте некоммерческой американской организации «Национальное бюро экономических исследований».
Как провели исследование
Исследователи использовали два набора данных: административные записи о первокурсниках одного из китайских университетов за 2018–2020 годы (эти студенты выпустились в 2022–2023 годах) и подробные данные об использовании мобильных телефонов от одного из главных поставщиков телекоммуникационных услуг в той же провинции Китая за 2018–2021 годы. Так как для регистрации мобильного номера требуется удостоверение личности, удалось связать с информацией из базы провайдера административные данные по 6430 студентам.
Информация об использовании телефонов содержала ежедневные записи об использовании всех приложений. Для анализа их разделили на шесть типов, в том числе игры и социальные сети. Кроме того, в анализе учли местоположение пользователя (такую информацию провайдер тоже собирал): учитывались перемещения студентов между учебными помещениями, общежитиями и такими зонами, как тренажёрный зал, развлекательные заведения, магазины и так далее.
Какие результаты удалось выявить
В среднем учащиеся тратили 92,9 часа в месяц на различные мобильные приложения. Из них:
- на социальные сети — 33,4 часа;
- на видео — 22,4 часа;
- на игры — 12,1 часа;
- на новости — 9,9 часов;
- на покупки — 9,3 часа;
- на прочее — 5,8 часа.
Данные GPS подтвердили, что пользователи, которые чаще использовали приложения, меньше времени проводили в учебных аудиториях и опаздывали на лекции либо отсутствовали на них.
Частое использование приложений негативно сказалось на результатах студентов. Увеличение на одно стандартное отклонение использования приложений снижало средний балл учащихся на 36,2%, а зарплату на 2,3%.
Кроме того, исследователи заметили, что экранное время росло у тех, чьи соседи по комнате активно использовали приложения. Проще говоря, зависимость от приложений оказалась в некотором смысле заразной. Выявили даже прямое влияние частого использования смартфонов соседями на средний балл студента и на его начальную зарплату.
Исследователи считают, что ограничения в отношении студентов, аналогичные тем, которые предприняли в отношении несовершеннолетних в 2021 году (им частично запретили онлайн-игры — онлайн-платформы могут предоставлять им доступ к своим услугам лишь на 3 часа в неделю), могли бы повысить начальные зарплаты выпускников как минимум на 0,9%.
Ранее в Норвегии изучили, как запрет смартфонов в школах сказался на успеваемости. Закон о запрете телефонов в российских школах принят в декабре прошлого года. Однако серьёзных законодательных инициатив по ограничению экранного времени в целом для детей и подростков пока нет. При этом есть данные о том, что российские школьники тоже много времени проводят в гаджетах, а также о том, что это вредно для развития речи, внимания и памяти, а также приводит к развитию так называемого клипового мышления.
Кстати, после принятия закона о запрете мобильных в школах на уровне Российского союза ректоров обсуждали, стоит ли распространить это решение и на студентов. Однако эта идея встретила неоднозначную реакцию. Например, ректор Российского университета нефти и газа им Губкина назвал такую меру избыточной.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Учёные из Китая выяснили, как зависимость от смартфона влияет на креативность
- Стало известно, сколько времени подросткам можно сидеть в интернете без потерь для учёбы
- Учёные выяснили, что заставляет школьников так долго сидеть в соцсетях
- Только 16% школьников используют гаджеты в первую очередь для учёбы