Учёным давно известно, что внешность может обеспечить успех человека, и оценки за учёбу — не исключение. Тем не менее природа этой «награды за красоту» до конца не ясна. Одна версия гласит, что это следствие предпочтений, к которым люди склонны, а вторая предполагает, что красивые люди просто зачастую более уверены в себе, что, в свою очередь, может положительно влиять на некоторые их достижения.
Учёные из Лундского университета (Швеция) решили проверить, как меняются оценки студентов, более привлекательных внешне, при разных режимах учёбы — очном и дистанционном. Для этого они проанализировали их академические достижения до пандемии и в период дистанционного обучения. Работа опубликована в журнале Economics Letters.
Как проводили исследование
Всего в выборку вошли 307 студентов, изучающих промышленный инжиниринг. Чтобы рассортировать их по привлекательности, авторы исследования попросили независимую группу из 74 человек оценить по фотографиям внешность учащихся по десятибалльной шкале.
Учебные предметы, которые изучали эти студенты, авторы разделили на две группы — ту, где мало личного взаимодействия преподавателя и студентов (то есть оно в основном письменное), и ту, где личного взаимодействия много (то есть там есть групповая работа, устные презентации и так далее). Исследователи предположили, что именно для курсов второго типа более характерно неравное отношение к студентам из-за их внешней привлекательности или непривлекательности. Проще говоря, выше вероятность, что кто-то получает высокий балл просто за красивые глаза.
Что выяснили
Начав анализ с оценок за время очной учёбы, исследователи действительно заметили связь успеваемости с внешностью. Как и ожидалось, это касалось лишь курсов, в которых было много личного взаимодействия. Более привлекательные девушки и парни получали там более высокие отметки.
А вот в период дистанционного обучения (напомним: когда на онлайн-занятиях многие отключали камеры, да и даже с камерой пропадал эффект живого взаимодействия) оценки красивых студенток по тем же дисциплинам ухудшились. То есть фактор личной привлекательности перестал иметь значение. Но самое интересное, что у красивых парней падения баллов не произошло, они по-прежнему продолжали демонстрировать высокие академические результаты.
Почему так? Исследователи объясняют это тем, что привлекательным девушкам преподаватели завышают оценки, но у них самих при этом ощущение собственной красоты, судя по всему, не влияет на поведение в интеллектуальной сфере. А вот у парней их уверенность в себе из-за внешности, похоже, влияет и на их поведение в интеллектуальной сфере. Согласно мнению экспертов, популярность, вызванная привлекательностью, позволяет им быть более открытыми и непринуждёнными, а эти качества, в свою очередь, связаны с креативностью, которая важна для проявления себя в тех дисциплинах, где много общения.
Кстати, ранее исследование подтвердило, что учителя склонны завышать отметки любимчикам.