Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#статьи

Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС: виды, функции, примеры, характеристики

Главное об УУД: что такое универсальные учебные действия по ФГОС, зачем они нужны, каких видов бывают, как формируются.

Фото: Maskot / Getty Images

В этой статье разберём:


Что такое «универсальные учебные действия»

Универсальные учебные действия (УУД) — это универсальные умения и навыки, которые применимы в освоении любых предметов и в различных жизненных ситуациях, а также будут полезны в будущей профессиональной деятельности. Проще говоря, это основа «умения учиться» в самом широком смысле — то есть способность эффективно приобретать знания и навыки, развиваться на протяжении всей жизни.

ФГОС начального, основного и среднего общего образования относят УУД к метапредметным результатам освоения образовательных программ — вместе с освоением межпредметных понятий, благодаря которым знания из разных областей связываются в цельную картину.

Какие функции УУД выполняют в общеобразовательных программах

Для чего именно универсальные учебные действия внедряют в школьное образование? Для примера назовём цели формирования УУД, определённые ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО). Согласно стандарту, осваивая универсальные учебные действия, школьники с 5-го по 9-й класс должны научиться:

  • самостоятельно ставить для себя учебные и познавательные цели, планировать путь к их достижению и выбирать наиболее эффективные учебные стратегии;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их при необходимости, оценивать, насколько правильно решена учебная задача;
  • владеть навыками самоконтроля и самооценки, осознанно принимать решения и делать выбор в обучении;
  • логически рассуждать и делать выводы;
  • оперировать знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных задач;
  • точно и полно понимать смысл прочитанного;
  • работать как самостоятельно, так и в группе, продуктивно общаться и сотрудничать с учителями и сверстниками;
  • осознанно владеть устной и письменной речью для решения коммуникативных задач;
  • грамотно использовать информационные технологии;
  • применять экологическое мышление, то есть осознанно и ответственно относиться к природным ресурсам и окружающей среде.

Таким образом, освоение УУД направлено на формирование того, что в когнитивных науках называется навыками метапознания (они крайне важны для самообучения и детей, и взрослых), и цифровой грамотности, развитие логического и критического мышления, навыков кооперации и коммуникации, работы с информацией.

Как классифицируют УУД согласно ФГОС и ФОП

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет три вида УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Фото: undrey / iStock

Познавательные УУД позволяют управлять процессом познания, логически размышлять, работать с информацией, находить эффективные решения учебных задач, осваивать новые знания и навыки. Внутри этой категории находятся три подвида УУД:

  • базовые логические действия — сравнивать, обобщать и классифицировать, выявлять закономерности, противоречия и причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения;
  • базовые исследовательские действия — выдвигать гипотезы и проверять их, проводить эксперименты и критически оценивать результаты на достоверность, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, строить прогнозы;
  • работа с информацией — искать и отбирать нужную информацию, оценивать её на достоверность, актуальность и применимость, систематизировать и интерпретировать, выбирать подходящую форму представления информации, соблюдать правила информационной безопасности.

Коммуникативные УУД связаны с навыками эффективной и уважительной коммуникации, сотрудничества со сверстниками и взрослыми:

  • общение — корректно формулировать свою точку зрения в диалоге и с уважением воспринимать позицию собеседника, продуктивно дискутировать, выстраивать коммуникацию в зависимости от задачи и контекста, выступать перед аудиторией;
  • совместная деятельность — организовывать совместную работу (планировать, договариваться, распределять роли и задачи), быть готовым руководить и выполнять поручения, координировать свои действия с другими членами команды, оценивать свой вклад в достижение общего результата.

Регулятивные УУД подразумевают управление своей деятельностью и самим собой, чтобы достигать поставленных образовательных и жизненных целей. В эту категорию входят:

  • самоорганизация — ставить цели, планировать шаги для их достижения, выстраивать процессы, принимать осознанные решения и нести ответственность за свой выбор;
  • самоконтроль — контролировать свой путь к цели и корректировать его при возникновении трудностей или изменении условий, оценивать риски, анализировать, что помогло достичь результата и что этому помешало, владеть навыками саморефлексии и самомотивации;
  • эмоциональный интеллект (в программах основного и среднего общего образования) — определять и называть свои эмоции, управлять ими, выбирать корректные способы выражения эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать его мотивы и намерения;
  • принятие себя и других (только в программе основного общего образования) — признавать своё и чужое право на ошибку, открыто и без осуждения относиться к различиям во мнениях, понимать, что не всё в жизни можно контролировать.

Базовый набор УУД практически неизменным сохраняется во всех образовательных программах, от начальной до старшей школы, но в зависимости от возраста школьников меняется и усложняется его наполнение.

Фото: DGLimages / iStock

Актуальный перечень УУД для разных уровней школьного образования приведён в федеральных образовательных программах. Его внесли приказом Минпросвещения от 9 октября 2024 года №704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования», который вступает в силу 1 сентября 2025 года.

Для сравнения приведём требования к метапредметным результатам (они как раз описывают универсальные учебные действия) из категории «Базовые логические действия» в программах начального, основного и среднего общего образования.

Как формировать УУД у школьников согласно ФГОС

В федеральных образовательных программах (ФОП) всех уровней общего образования, помимо федеральных рабочих программ по каждому учебному предмету, есть и программа формирования универсальных учебных действий. Она привязывает освоение УУД к изучению разных предметных областей и предписывает, как включить формирование универсальных учебных действий в уроки, в исследовательскую и проектную деятельность учеников.

С методической точки зрения суть в том, что педагог выделяет в предметном содержании компоненты, подходящие для отработки того или иного УУД, и на этой основе проектирует задания и упражнения для учеников. То есть в идеале каждый урок должен иметь два целевых фокуса — предметный и метапредметный. Формируя УУД на уроках, школьники должны научиться применять их в разных контекстах и в разных предметных областях — например, эффективно работать с информацией и для подготовки доклада по обществознанию, и для планирования эксперимента по химии.

Автор концепции универсальных учебных действий, психолог и педагог Александр Асмолов в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» предлагает методы обучения и типы заданий для учеников, применимые на разных уроках и развивающие необходимые УУД:

  • Для развития познавательных УУД: проектная и исследовательская деятельность, задания, включающие логические операции и работу с информацией — осмысление текста, выделение ключевых идей, составление вопросов по тексту и его комментирование, анализ научных и исторических источников, составление моделей, схем и таблиц, генерацию идей и решений.
  • Для развития коммуникативных УУД: выступления перед классом, дискуссии, парная и групповая работа. Например, совместное рисование иллюстрации к произведению или создание презентации, обсуждение проблем и вопросов по теме урока, выступление с докладом, проектная деятельность, взаимное оценивание учениками работ друг друга.
  • Для развития регулятивных УУД: совместные с учениками планирование, организация, обсуждение и оценка процесса обучения и его результатов, формирующая обратная связь, методы саморефлексии и самооценки.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована