Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС: виды, функции, примеры, характеристики
Главное об УУД: что такое универсальные учебные действия по ФГОС, зачем они нужны, каких видов бывают, как формируются.
 
 
В этой статье разберём:
- Что такое «универсальные учебные действия».
- Какие функции УУД выполняют в общеобразовательных программах.
- Как классифицируют УУД согласно ФГОС и ФОП.
- Как формировать УУД у школьников согласно ФГОС.
Что такое «универсальные учебные действия»
Универсальные учебные действия (УУД) — это универсальные умения и навыки, которые применимы в освоении любых предметов и в различных жизненных ситуациях, а также будут полезны в будущей профессиональной деятельности. Проще говоря, это основа «умения учиться» в самом широком смысле — то есть способность эффективно приобретать знания и навыки, развиваться на протяжении всей жизни.
ФГОС начального, основного и среднего общего образования относят УУД к метапредметным результатам освоения образовательных программ — вместе с освоением межпредметных понятий, благодаря которым знания из разных областей связываются в цельную картину.
Какие функции УУД выполняют в общеобразовательных программах
Для чего именно универсальные учебные действия внедряют в школьное образование? Для примера назовём цели формирования УУД, определённые ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО). Согласно стандарту, осваивая универсальные учебные действия, школьники с 5-го по 9-й класс должны научиться:
- самостоятельно ставить для себя учебные и познавательные цели, планировать путь к их достижению и выбирать наиболее эффективные учебные стратегии;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их при необходимости, оценивать, насколько правильно решена учебная задача;
- владеть навыками самоконтроля и самооценки, осознанно принимать решения и делать выбор в обучении;
- логически рассуждать и делать выводы;
- оперировать знаками и символами, моделями и схемами для решения учебных задач;
- точно и полно понимать смысл прочитанного;
- работать как самостоятельно, так и в группе, продуктивно общаться и сотрудничать с учителями и сверстниками;
- осознанно владеть устной и письменной речью для решения коммуникативных задач;
- грамотно использовать информационные технологии;
- применять экологическое мышление, то есть осознанно и ответственно относиться к природным ресурсам и окружающей среде.
Таким образом, освоение УУД направлено на формирование того, что в когнитивных науках называется навыками метапознания (они крайне важны для самообучения и детей, и взрослых), и цифровой грамотности, развитие логического и критического мышления, навыков кооперации и коммуникации, работы с информацией.
Как классифицируют УУД согласно ФГОС и ФОП
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет три вида УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Познавательные УУД позволяют управлять процессом познания, логически размышлять, работать с информацией, находить эффективные решения учебных задач, осваивать новые знания и навыки. Внутри этой категории находятся три подвида УУД:
- базовые логические действия — сравнивать, обобщать и классифицировать, выявлять закономерности, противоречия и причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения;
- базовые исследовательские действия — выдвигать гипотезы и проверять их, проводить эксперименты и критически оценивать результаты на достоверность, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, строить прогнозы;
- работа с информацией — искать и отбирать нужную информацию, оценивать её на достоверность, актуальность и применимость, систематизировать и интерпретировать, выбирать подходящую форму представления информации, соблюдать правила информационной безопасности.
Коммуникативные УУД связаны с навыками эффективной и уважительной коммуникации, сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
- общение — корректно формулировать свою точку зрения в диалоге и с уважением воспринимать позицию собеседника, продуктивно дискутировать, выстраивать коммуникацию в зависимости от задачи и контекста, выступать перед аудиторией;
- совместная деятельность — организовывать совместную работу (планировать, договариваться, распределять роли и задачи), быть готовым руководить и выполнять поручения, координировать свои действия с другими членами команды, оценивать свой вклад в достижение общего результата.
Регулятивные УУД подразумевают управление своей деятельностью и самим собой, чтобы достигать поставленных образовательных и жизненных целей. В эту категорию входят:
- самоорганизация — ставить цели, планировать шаги для их достижения, выстраивать процессы, принимать осознанные решения и нести ответственность за свой выбор;
- самоконтроль — контролировать свой путь к цели и корректировать его при возникновении трудностей или изменении условий, оценивать риски, анализировать, что помогло достичь результата и что этому помешало, владеть навыками саморефлексии и самомотивации;
- эмоциональный интеллект (в программах основного и среднего общего образования) — определять и называть свои эмоции, управлять ими, выбирать корректные способы выражения эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать его мотивы и намерения;
- принятие себя и других (только в программе основного общего образования) — признавать своё и чужое право на ошибку, открыто и без осуждения относиться к различиям во мнениях, понимать, что не всё в жизни можно контролировать.
Базовый набор УУД практически неизменным сохраняется во всех образовательных программах, от начальной до старшей школы, но в зависимости от возраста школьников меняется и усложняется его наполнение.

Актуальный перечень УУД для разных уровней школьного образования приведён в федеральных образовательных программах. Его внесли приказом Минпросвещения от 9 октября 2024 года №704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования», который вступает в силу 1 сентября 2025 года.
Для сравнения приведём требования к метапредметным результатам (они как раз описывают универсальные учебные действия) из категории «Базовые логические действия» в программах начального, основного и среднего общего образования.

Как формировать УУД у школьников согласно ФГОС
В федеральных образовательных программах (ФОП) всех уровней общего образования, помимо федеральных рабочих программ по каждому учебному предмету, есть и программа формирования универсальных учебных действий. Она привязывает освоение УУД к изучению разных предметных областей и предписывает, как включить формирование универсальных учебных действий в уроки, в исследовательскую и проектную деятельность учеников.
С методической точки зрения суть в том, что педагог выделяет в предметном содержании компоненты, подходящие для отработки того или иного УУД, и на этой основе проектирует задания и упражнения для учеников. То есть в идеале каждый урок должен иметь два целевых фокуса — предметный и метапредметный. Формируя УУД на уроках, школьники должны научиться применять их в разных контекстах и в разных предметных областях — например, эффективно работать с информацией и для подготовки доклада по обществознанию, и для планирования эксперимента по химии.
Автор концепции универсальных учебных действий, психолог и педагог Александр Асмолов в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» предлагает методы обучения и типы заданий для учеников, применимые на разных уроках и развивающие необходимые УУД:
- Для развития познавательных УУД: проектная и исследовательская деятельность, задания, включающие логические операции и работу с информацией — осмысление текста, выделение ключевых идей, составление вопросов по тексту и его комментирование, анализ научных и исторических источников, составление моделей, схем и таблиц, генерацию идей и решений.
- Для развития коммуникативных УУД: выступления перед классом, дискуссии, парная и групповая работа. Например, совместное рисование иллюстрации к произведению или создание презентации, обсуждение проблем и вопросов по теме урока, выступление с докладом, проектная деятельность, взаимное оценивание учениками работ друг друга.
- Для развития регулятивных УУД: совместные с учениками планирование, организация, обсуждение и оценка процесса обучения и его результатов, формирующая обратная связь, методы саморефлексии и самооценки.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
		 
                                     
                                     
                                     
                                    