Образование
#новости

Учёные засомневались, что упражнения на время усиливают математическую тревожность

Считается, что необходимость решать задачи быстро — это дополнительный стресс для школьников. Но новый эксперимент это не подтвердил.

Исследователи из нескольких университетов США проверили, насколько правдиво то, что выполнение арифметических упражнений в быстром темпе — около десяти примеров за пару минут — повышает математическую тревожность школьников. Статья об эксперименте вышла в Journal of School Psychology.

Задания на время используются в школах США преимущественно в начальных классах для закрепления арифметических действий, например таблицы умножения. При этом школьники получают несколько десятков простых примеров, которые нужно решить за две-три минуты, в начале или в конце урока. Цель в том, чтобы дети научились выполнять эти действия не просто быстро, а автоматически. Предыдущие исследования поддерживали идею, что выполнение таких заданий помогает развить беглость счёта.

Но многие эксперты критиковали задания на время, предполагая, что они формируют математическую тревожность — волнение в ответ на всё, что связано с оперированием числами или другими математическими действиями. Так, исследовательница математического образования Джо Боулер предположила ещё в 2012 году, что необходимость решать задачи быстро и соревноваться в этом с одноклассниками вызывает у многих детей стресс. Однако это и другие аналогичные экспертные мнения не были доказаны: научных исследований, которые проверили бы связь между заданиями на время и математической тревожностью, проводилось мало.

Авторы новой работы попытались измерить, как задания на время влияют на психологическое состояние школьников. Для этого они организовали эксперименты в трёх разных школах. Всего в них участвовало 113 учеников четвёртых и пятых классов. Участникам предлагали два варианта задач: простые упражнения (на умножение) и более трудные (на сложение многозначных чисел).

Суть эксперимента была в том, что каждый школьник решал разные задачи обоих типов по два раза. В первый раз учеников заранее предупреждали, что примеры на умножение нужно выполнить за две минуты, а на сложение — за четыре. Исследователи ещё и ставили на видное место кухонный таймер. Во втором случае детям просто предлагали приступить к заданию, а экспериментатор следил за временем на телефоне незаметно для участников и в нужный момент останавливал их.

До начала исследования учащиеся отвечали на опросы по общему уровню тревожности и математической тревожности, а после решения задач их опрашивали ещё раз, чтобы оценить, насколько показатели изменились. Оказалось, что осведомлённость о наличии ограничений по времени никак не сказалась ни на уровне тревожности, ни на результатах тестов. Более сильную тревогу школьники испытывали после решения более сложных задач — независимо от того, ограничивали их по времени или нет.

Как отметила в комментарии для издания EdWeek ведущий автор исследования Кэтрин Маки, окончательные выводы по такой маленькой выборке делать нельзя. Но это уже повод обсудить, могут ли задания на время быть полезны школьникам, а не отбрасывать их сразу как усиливающие математическую тревожность. Кроме того, исследовательница считает, что попытки полностью исключить стресс из обучения математике не получится — освоение нового в любом случае связано с негативными эмоциями и сложностями.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована