Работа коллектива британских и американских исследователей опубликована в журнале Assessment & Evaluation in Higher Education.
Как исследователи связали черты личности с удовлетворённостью обучением
Уровень удовлетворённости студентов обучением часто используют не только для оценки отдельных курсов, но и как показатель качества работы университета в целом. Авторы работы поставили под сомнение целесообразность такого подхода. По их словам, в его основе лежат два глубоко ошибочных предположения:
- то, что заявленная удовлетворённость студентов напрямую отражает качество образования;
- то, что её можно повысить, изменив некие характеристики обучения.
Как подчёркивают учёные, исследования удовлетворённости другими сферами жизни, например работой и потреблением, показывают, что этот показатель в значительной степени зависит от унаследованных и неизменных личностных черт. Прежде всего речь о так называемом врождённом счастье (англ. innate happiness), под которым понимают природную способность испытывать радость. Таким образом, предполагается, что уровень удовлетворённости остаётся прежним даже после каких-либо изменений.
Чтобы выяснить, как связаны личностные черты с удовлетворённостью обучением, в своём исследовании авторы использовали несколько методик психологической диагностики. В частности, они измерили, насколько в целом учащиеся довольны жизнью и к какому настроению они более склонны — к позитивному или к негативному. Кроме того, учли уровень нагрузки учёбой, возраст и пол, направление обучения и другие параметры университета. В исследовании участвовали 409 учащихся из 63 университетов 20 стран — такую разнообразную выборку авторы собрали, попросив коллег со всего мира опросить своих подопечных.
Анализ собранных данных показал, что сильнее всего на удовлетворённость обучением влияют личностные черты — склонность к хорошему или плохому настроению, удовлетворённость жизнью. Разброс в оценках качества обучения на 24% определялся этими характеристиками. Никакие другие различия между респондентами, например область знаний, тип университета или год обучения, такого влияния не оказывали.
Как отмечают авторы работы в комментариях на сайте Университета Рединга, такие черты личности определяются именно природной способностью испытывать радость, а это, как показывают генетические исследования, врождённая характеристика. Получается, что оценивать работу вузов по удовлетворённости студентов обучением нелепо — в таком случае высшие оценки будут получать университеты, которые набирают наиболее жизнерадостных первокурсников.
Что ещё стало известно о студенческих оценках образования
Ранее исследовательницы из ТГУ попытались выяснить, насколько обоснованно использование студенческих оценок работы преподавателей. В целом они оценивают этот инструмент положительно — они пришли к выводу, что это эффективный формат обратной связи, который помогает формировать в образовательном процессе культуру диалога.
Однако студенческие оценки — очень сомнительный источник данных для принятия административных решений. Исследовательницы выяснили, что такие опросы могут быть необъективны сразу по нескольким причинам:
- сложность заполнения опросников;
- недостаточная компетентность студентов, которым не хватает знаний о том, как и чему нужно учить;
- их предвзятое отношение к преподавателям;
- низкая удовлетворённость преподавателями, которые ведут более сложные предметы;
- риск, что преподаватели станут намеренно завышать оценки по курсу, чтобы студенты впоследствии выше оценили их.
А директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев на дискуссии, которая состоялась 10 октября в Лектории Skillbox, отметил, что одно из стартовавших исследований показало любопытную тенденцию: учащиеся престижных вузов (а значит, в прошлом успешные школьники, сдавшие ЕГЭ на хорошие баллы) имеют более высокие запросы в отношении получаемого образования. И зачастую именно они оказываются менее удовлетворены его качеством ― но не потому что оно низкое, а из-за завышенных ожиданий.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: