Исследование провели специалисты из Цюрихского университета (Швейцария) и Университета Иоганна Гутенберга в Майнце (Германия). Их работа опубликована в журнале Nature Human Behaviour.
Отмечается, что способность управлять вниманием, эмоциями и порывами, а также упорство в сложном и монотонном занятии — это обычно те качества, которые ещё плохо развиты у учеников начальных классов или совсем им не свойственны. Тем не менее исследователи обнаружили связь между развитием навыков саморегуляции у младшеклассников и их успехами в более старшем возрасте.
Как проводили исследование
Участниками исследования стали более 500 первоклассников, для которых провели краткосрочный тренинг по саморегуляции. Для этого исследовательская группа разработала специальный учебный блок продолжительностью всего пять часов. Кроме того, для учителей, которые и проводили эти занятия, организовали трёхчасовой инструктаж, где им также выдали все необходимые материалы. Перед участием в особом уроке дети прошли проверку некоторых умений — например, чтения. А после экспериментального занятия учёные в течение нескольких лет следили за успехами его участников.
На тренинге для детей, который проходил в игровой форме, педагоги использовали книжку с картинками. Её главный персонаж — спортсмен, прыгающий через препятствия, — становился для ребят примером для подражания. В числе прочих заданий на занятии испытуемых попросили представить себе положительные эффекты от достижения целей и определить модели поведения, которые помогают бороться с трудностями в ходе этого процесса.
Что узнали
Выяснилось, что даже такое короткое обучение может иметь заметные результаты. Помимо того, что уже после тренинга дети улучшили свои навыки саморегуляции, были и долгосрочные эффекты. Например, спустя год учёные заметили, что у детей значительно улучшились способности к чтению. Кроме того, они стали реже допускать ошибки, которые возникают из-за невнимательности. А через три года стало ясно, что дети, участвовавшие в занятии, имели больше шансов попасть в селективные средние школы, для поступления в которые нужно пройти отбор в виде вступительных испытаний.
«Повышение уровня саморегуляции позволяет детям брать на себя больше ответственности за собственное обучение, самостоятельно ставить цели и работать над их достижением», — объяснили авторы исследования.
Они также считают, что такие тренинги стоит массово внедрять в школьные программы, ведь это могло бы значительно повысить успешность детей в будущем.
«Тот факт, что ранний вклад в такие фундаментальные навыки приносит пользу не только одному ребёнку, но и обществу в целом, говорит о том, что этому следует уделять больше внимания в образовательной политике», — резюмировали эксперты.
Кстати, недавно выяснилось, что неспособность детей концентрироваться на чём-то одном имеет и положительный эффект, не позволяя им попасть в образовательную ловушку, в которой часто оказываются взрослые.