Образование
#новости

Учёные нашли простой способ повысить у студентов чувство принадлежности к вузу

Оказывается, это помогает снизить количество тех, кто бросает вуз, не доучившись.

К такому результату пришла группа учёных из США и Канады. Их работа опубликована в журнале Science. А ещё о её результатах рассказало издание EdSurge.

О чём это исследование

Авторы работы объяснили, что в США доля людей, оканчивающих колледж или университет, сильно разнится в группах с разным социальным положением и этническим происхождением. Образовательное неравенство проявляется, например, в том, что среди афроамериканцев доля людей с высшим образованием до сих пор невелика. Причём вопрос не только в том, чтобы получить хорошие оценки в школе и поступить в вуз. На тех, кто уже стал студентом, сильно влияет чувство принадлежности к своему учебному заведению или его отсутствие.

По словам учёных, чувство принадлежности к колледжу или университету часто отсутствует у первокурсников, особенно у представителей этнических меньшинств. Именно из-за этого они иногда решают бросить учёбу. Студентам, которые не чувствуют своей принадлежности к вузу, кажется, что таким, как они, не место в учебном заведении, что учёба — это не для них.

Как отмечают исследователи, в американских образовательных организациях часто проводят специальные мероприятия по поддержке и мотивации студентов. Однако вопрос об их эффективности остаётся открытым. Это связано, в частности, с тем, что они неодинаково действуют на студентов из разных слоёв общества. Кроме того, некоторые вузы организуют их лишь для галочки. Целью исследования было найти эффективный способ помочь учащимся, которые сталкиваются с проблемами принадлежности, завершить обучение.

Как проводили работу и что выяснили

Участниками исследования стали 26 911 студентов из 22 университетов и колледжей. Все они прошли специальный опрос, а некоторых испытуемых попросили пройти два дополнительных задания. В них учащиеся прочли личные истории старшекурсников, которые рассказали о своём опыте адаптации к вузу или колледжу. Этих же участников исследования попросили написать небольшие эссе о том, что они думают о поступлении в университет, и описать, как стоит действовать при возникновении проблем.

Главной целью этих заданий было устранить опасения студентов и донести до них, что тоска по дому, трудности в учёбе и прочие проблемы, с которыми можно столкнуться в студенческие годы, — нормальные явления, которые со временем перестают сильно беспокоить. Такие чувства возникают у многих и не должны становиться поводом для сомнений в своей принадлежности к учебному заведению.

Обнаружилось, что те, кто выполнил эти задания, в результате проявляли большую настойчивость и мотивацию к учёбе, а также были менее склонны бросить вуз. Так, они успешно завершили первый курс, на который традиционно приходится больше всего отчислений.

Учёные считают, что новая стратегия помогла повысить чувство принадлежности к учебным заведениям. Однако сработала она только там, где у студентов была возможность активно общаться с другими людьми в кампусе — например, на общественных мероприятиях, где можно найти новых друзей или преподавателя-наставника.

Что ещё известно о чувстве принадлежности к вузу

В России первокурсники вузов тоже, конечно, сталкиваются с трудностями в начале обучения. Например, согласно недавнему исследованию, они стали одной из самых уязвимых групп студентов во время локдауна, введённого из-за коронавируса. Тяжелее всего пришлось именно учащимся первого курса, а также студентам, переехавшим из других городов или стран и ребятам из малообеспеченных семей.

Хотя российские исследователи не анализировали именно чувство принадлежности, они, например, узнали, что студенты из семей с низкими доходами в целом некомфортно чувствуют себя в университете и чаще задумываются об отчислении. И во время пандемии дискомфорт только усилился.

Студентам первого курса пришлось нелегко из-за того, что обычно в первый год обучения ребята только адаптируются к вузу, а дистанционный формат отменил большинство привычных механизмов вовлечения в учёбу и университетскую жизнь. А многие иностранцы и вовсе оказались полностью оторваны от своих учебных заведений, поскольку находились не в России. То есть всё это могло приводить и к снижению чувства принадлежности.

Кстати, ранее учёные выяснили, что отсутствие чувства принадлежности у будущих STEM-специалистов может отрицательно сказываться на их академических успехах. Это также может стать причиной их отказа развиваться в этой области. Особенно сильно подвержены таким сомнениям девушки.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована