Учителя рассказали, как справляются со школьниками, которые плохо себя ведут
«Яндекс.Учебник» провёл исследование, участниками которого стали 70 тысяч педагогов.
кадр и сериала «мне это не нравится»
Компания организовала интенсив, посвящённый трудному поведению в классе, и провела на эту тему опрос среди участников. Респонденты также должны были оценить свою работу в таких ситуациях. Об этом сообщает пресс-служба Яндекса.
Под трудным понимается поведение, которое отклоняется от социальных норм и с которым сложно справляться взрослым. К его проявлениям относится следующее:
- агрессия по отношению к учителю или к сверстникам;
- игнорирование педагога;
- частый пропуск занятий;
- срыв уроков;
- выкрики с места;
- постоянные вопросы не по теме занятия;
- отказ выполнять задания;
- воровство, поломки вещей;
- затяжные конфликты с кем-то в классе.
Большинство учителей (58,8%) отметили, что в последние годы такое поведение стало наблюдаться чаще. Ещё 19,45% опрошенных заявили, что заметных изменений не произошло. А 10,5% считают, что случаев с проявлением трудного поведения стало меньше.
Главными причинами этого преподаватели считают особенности развития и социальные условия, в которых живут учащиеся.
Педагоги рассказали, с какими деструктивными проявлениями они сталкиваются чаще всего.
Помимо этого, учителям дали пройти тест, в котором описывались 18 придуманных случаев. В каждом из них рассказывалась история одного класса. Респондентам нужно было выбрать, как бы они действовали в конкретной ситуации. Задания оценивали педагогов по пяти параметрам. Они выявляли:
- умеет ли учитель замечать проявления сложного поведения;
- может ли он понять его причины;
- насколько корректно он на это реагирует;
- способен ли он создать условия для поддержки учеников и разрешения конфликтов;
- может ли он провести максимально непредвзятый анализ своей работы.
По результатам тестов только 24% учителей набрали более половины баллов (максимальный — 100) по всем пяти компетенциям. Зато 73% респондентов получили более 50 баллов по четырём из пяти. Отмечается, что работа с трудным поведением — это комплексная и довольно сложная задача. И поэтому не так уж просто овладеть всеми необходимыми навыками за короткий срок.
Специалисты узнали и о самых сильных сторонах педагогов. Прежде всего это умение анализировать собственную деятельность (средний балл — 75 из 100) и выстраивать стратегии работы с детьми (71 из 100). Хуже всего у учителей с пониманием причин трудного поведения (средний результат — 49). Может показаться, что дело здесь в стаже, в нагрузке и в том, с какими классами (младшими, средними или старшими) работает педагог. Однако оказалось, что этот навык не зависит от перечисленных факторов.
Яндекс выяснил и то, как сами педагоги оценивают свои умения. Оказалось, что те, у кого большой стаж, чаще переоценивают себя. Прежде всего это касается умения анализировать причины трудного поведения (оценка, полученная по результатам диагностики, в среднем на 15–20 баллов ниже, чем та, которую называли учителя).
При этом преподаватели часто недооценивают умение анализировать свою работу с этим (разница между результатом диагностики и самооценкой — 10 баллов).