Учебные мероприятия: 10 типичных форматов
Что такое лекция и семинар, знают все, а вот есть ли разница между мастер-классом и воркшопом, тренингом и кейс-стади?
Иллюстрация: Kiril Simeonovski / Samuel Scott / Wikipedia / master1305 / bedneyimages / freepik / Freepik / Ben Kolde / Ryan Stefan / Joshua Earle / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Практически каждая учебная программа предполагает не только стандартный набор лекций, но и интерактивные мероприятия, которые помогут закрепить пройденное, отработать навыки или углубиться в материал. Выбор таких форматов обучения достаточно широк. Мы выбрали из них десять наиболее распространённых примеров — они помогут сориентироваться и разобраться, чем различаются похожие на первый взгляд активности.
Семинар
Классический семинар предполагает несколько коротких выступлений-докладов по конкретной теме, а затем дискуссию между участниками. Но бывают они и в форме дискуссий по теме без докладов. Семинары обычно представляют собой регулярные мероприятия, посвящённые одной учебной дисциплине или объединённые одной большой междисциплинарной темой. Например, Институт образования Высшей школы экономики проводит междисциплинарный семинар «Нейронауки об образовании», на каждом выступает с докладом эксперт по какой-либо теме, связанной с нейронауками и имеющей отношение к изучению того, как люди учатся.
Формат семинаров особенно распространён в вузах, и неслучайно — подготовка докладов и последующая беседа помогают студентам углубиться в тему. Конечно, семинары организовывают и в школах, и в рамках онлайн-курсов, да и доклады не всегда нужны. Так, занятия, на которых студенты обсуждают свои домашние задания или прочитанную книгу, тоже называют семинарами.
Мастер-класс
Считается, что мастер-класс как формат обучения пришёл в образование из мира музыки: известный исполнитель или композитор по очереди прослушивал короткие выступления менее опытных коллег и давал им свои наставления.
В сфере образования мастер-класс — мероприятие, которое ведёт признанный эксперт (или сразу несколько экспертов) в своей области. Он демонстрирует участникам свои знания и умения, даёт им практические задания и комментирует то, что у них получается. Мастер-класс может быть как частью курса, так и самостоятельным событием для аудитории с любым уровнем опыта. Главные его преимущества — в передаче уникального опыта и индивидуальном внимании к каждому участнику.
При этом никаких чётких стандартов по количеству участников или длительности мастер-классов нет. Так, в зависимости от дисциплины и подхода он может занимать как один-два часа, так и длиться целый день.
Воркшоп
В русскоязычном пространстве воркшоп — вещь часто загадочная. По сути такой формат обучения близок к мастерской и тому же мастер-классу (да и само название workshop, то есть рабочая мастерская, подсказывает нам это). Воркшоп проходит под руководством модератора-эксперта, участники сразу же применяют полученные знания, а по результатам занятия получают некий продукт. Если в мастер-классе в центре внимания — мастер-ведущий и его уникальный опыт, то в воркшопах мастер лишь помогает участникам и направляет их, а они активно работают на протяжении всего занятия.
Содержание и форма воркшопа при этом могут быть разными. Например, на занятии для начинающих фотографов все участники будут по-своему снимать одну и ту же сцену, а потом обсуждать получившееся. На воркшопе по созданию детективов писатели в небольших группах будут придумывать сюжетные повороты потенциальной книги. В некоторых случаях воркшопами и вовсе называют дискуссии для поиска решения конкретной проблемы: например, когда специалисты по истории вместе анализируют и описывают какое-то явление в жизни страны.
Воркшопы при этом можно проводить для любой аудитории — детей, взрослых, с опытом и без. Особенных временных ограничений тоже нет, а вот количество участников часто ограничивают — в идеале группа должна быть небольшая.
Тренинг
Тренинг — практическое занятие, на котором отрабатывают существующие навыки или же приобретают новые под руководством специального ведущего — тренера. По сути, мероприятие представляет собой серию упражнений, объединённых темой и конкретной целью. Теорию на тренинге тоже могут давать, но очень немного, основная его функция — практическая.
Хотя существует немало видов тренингов, в основном все они в том или ином виде посвящены гибким навыкам или психологии. Так, на тренингах по личностному росту будут учить осознанному подходу к себе и своей жизни, а на бизнес-тренинге научат тайм-менеджменту, лидерству или личной эффективности. То есть если итогом воркшопа для участников чаще всего бывает некий объект, сделанный своими руками под руководством преподавателя, то по итогам тренингов обычно нет результата, который можно потрогать, а есть приобретённый новый навык.
Митап
В переводе с английского митап означает «встреча», и это вполне буквально отражает суть. Митап — неформальная встреча для обмена опытом или мнениями. Участники в течение одного-двух часов выступают с небольшими докладами или презентациями, а затем обсуждают высказанные идеи.
Ключевая особенность митапа — в его аудитории, поскольку он подходит для представителей одного сообщества или одной структуры. Так, встреча разработчиков корпоративного обучения вполне будет считаться митапом, а вот мероприятие, в котором участвуют и разработчики, и учителя, и преподаватели вузов, будет уже не митапом, а тематической конференцией. При этом митапы могут быть внутренними (если в них участвуют представители одной организации) или внешними (если участники — из разных структур, но из одной сферы).
Чаще всего митапы проводят, чтобы обсудить лучшие практики и интересные кейсы. А в целом формат отлично подходит для нетворкинга, актуализации знаний и обсуждения последних трендов.
Мастермайнд
Мастермайнд — тоже встреча группы единомышленников, но это мероприятие не столько строго учебное, сколько поддерживающее. Этот формат придумал и описал в 1937 году Наполеон Хилл в книге «Думай и богатей» (это была одна из первых книг в жанре нон-фикшен о том, как достичь успеха). Он дал мастермайнду красивое описание: «Это координация знаний и усилий двух или более людей, которые работают над определённой целью в духе гармонии».
Участники мастермайнда обычно обсуждают сложности, с которыми сталкиваются, обмениваются взглядами, идеями, опытом и инсайтами. Такие события нередко организуют для специалистов одной профессии или же включают в программу курса, чтобы каждый студент мог почувствовать себя частью сообщества, убедиться в том, что он не одинок, и поделиться своими сомнениями или страхами. Конкретной темой мастермайнд не ограничен, а объединяет участников переживаемый ими опыт. Особенно мастермайнды распространены в бизнес-образовании, в том числе в корпоративном обучении управленцев.
У мастермайнда есть несколько особенностей. Во-первых, для его проведения нужен достаточно опытный фасилитатор, который установит определённые правила общения и будет следить за их соблюдением. Это помогает создать атмосферу открытости и безопасности. Во-вторых, мастермайнды ограничены временем (обычно длятся около двух часов) и количеством участников (до семи человек). Связано это с тем, что у каждого должно быть время выступить, а на обсуждение одного вопроса обычно отводится около 15 минут.
Кейс-стади
Кейс-стади — формат обучения, построенный на разборе конкретных ситуаций, в которых нужно применить полученные знания и навыки. То есть с опорой на эти знания и навыки надо найти решение проблемы или задачи (они обычно берутся из реальной практики или придумываются очень похожие). Чаще всего кейс-стади применяют в бизнес-среде и для студентов-юристов, хотя на деле кейсы можно рассматривать и в других сферах.
Кейс-стади обычно бывает двух видов. Первый подразумевает разбор учебного кейса с готовым решением: участники анализируют материалы, находят слабые и сильные места этого решения, а затем формируют выводы на основе изученного. Во втором случае у кейса нет готового и единственно верного решения, а участникам нужно придумать и предложить своё.
О том, как организуют кейс-сессии и составляют учебные кейсы на примере корпоративного обучения, можно почитать здесь.
Хакатон
В привычном понимании хакатон — соревнование, в котором участники разбиваются на команды и решают сложную задачу или разрабатывают проект за довольно короткий срок (обычно даётся от 8 до 72 часов). У хакатона есть две особенности. Первая заключается в том, что команды получают настоящие рабочие задачи от реального заказчика (и обычно есть призовой фонд для победителей), а вторая — в интенсивности работы, ведь даже если нужно работать два или три дня подряд, команды не покидают площадку проведения соревнования.
Изначально такие соревнования появились в IT-среде для программистов и дизайнеров, и задачи там были соответствующие: разработать приложение с определённым набором функций, создать сайт и так далее. Но потом хакатоны как практический учебный формат вышли за пределы IT-отрасли. Например, их проводят сейчас и для методистов, маркетологов, предпринимателей (вот пример, и вот ещё один).
Главная особенность хакатона, кроме того, что он посвящён решению реальной и обычно большой задачи, в том, что участвуют в нём те, кто уже имеет необходимые знания по теме. Кроме возможности выиграть приз, хакатон даёт им ценный опыт (в том числе по работе в команде), рабочий проект, который потом можно включить в портфолио, и полезные контакты на будущее. А ещё это хороший способ обратить на себя внимание реальных работодателей.
При этом хакатон может быть как самостоятельным событием, так и частью учебного курса — например, в таком виде можно организовать защиту учебных проектов.
World Cafe (мировое кафе)
Мировое кафе обычно проводят так: в зале устанавливают несколько столов, за каждым из которых сидит модератор (такой же участник, как и все остальные). На каждом столе также есть листок или специальная доска с конкретной проблемой или же вопросом. Участники перемещаются от столика к столику: у них есть небольшой отрезок времени (часто 10–15 минут), чтобы под руководством «хозяина» столика обсудить заданную тему. Все высказанные идеи такие импровизированные модераторы записывают, а в конце мероприятия представляют на суд всей группы.
Стоит отметить, что «столики в кафе» могут быть и условностью, главное, сохранить суть: временные рамки, постоянную дискуссию, обсуждение проблемы или вопроса, на который нет единственно верного ответа. Беседа участников при этом будет скорее неформальной, а атмосфера должна быть дружественной и доверительной, чтобы каждый мог свободно высказать своё мнение. Такое групповое обсуждение будет полезно и взрослым, и детям.
Вебинар
Вообще-то, вебинар сейчас — скорее чисто технический термин, означающий, что то или иное мероприятие пройдёт в онлайн-формате в прямом эфире. То есть вебинаром может быть и лекция, и семинар, и мастер-класс, и тренинг, и митап. Но изначально слово «вебинар» означало, как несложно догадаться, организованный в онлайн-формате семинар. Сейчас, когда в анонсе мероприятия пишут, что это будет вебинар, не делая никаких иных уточнений о формате, это предполагает, что будет онлайн-выступление одного или нескольких экспертов по теме, а затем дискуссия и ответы на вопросы участников по ту сторону экрана.
Редакция благодарит Евгению Ращупкину, основательницу проекта LXD hero и автора телеграм-канала LX notes, за экспертную помощь при подготовке статьи.