У выпускников наряду с ЕГЭ могут появиться цифровые портфолио достижений
Правда, нескоро. Глава Рособрнадзора предположил, что в будущем такие портфолио станут учитываться при поступлении в вузы.
На встрече с журналистами Анзор Музаев рассказал, как может выглядеть процесс поступления, альтернативный сегодняшнему.
«За что нас раньше критиковали? Что многие способности детей через ЕГЭ просто невозможно оценить. Сейчас мы на пороге того, чтобы в течение пяти-десяти лет уже начать объективно оценивать не только знания того или иного школьного предмета, но и другие достижения: креативность, творческие, спортивные способности ребёнка и так далее», — цитирует Музаева «Российская газета».
Для этого можно ввести цифровое портфолио школьника. По словам руководителя Рособрнадзора, это что-то вроде копилки, в которой, начиная с 4-го класса, будут сохраняться данные о достижениях каждого ученика. Здесь могут учитываться успеваемость, волонтёрство, результаты олимпиад и другие виды внешкольной активности.
Значит ли это, что ЕГЭ отменят?
По словам Музаева, даже если цифровые портфолио всё-таки введут, они не заменят единый госэкзамен. Иначе, считает глава ведомства, возрастёт неравенство между школьниками из больших городов и ребятами, например, из сельской местности. Очевидно, что у детей из Москвы или Санкт-Петербурга куда больше возможностей для создания хорошего портфолио, чем у учеников из деревень.
Чем это отличается от того, что есть сегодня?
Напомним, сегодня вузы и так вправе добавить абитуриентам дополнительные баллы за личные достижения. И речь не только об аттестате с отличием, школьных медалях, итоговом сочинении и предпрофессиональных экзаменах. Вуз может учесть, например, призовые места на олимпиадах и конкурсах, спортивные успехи и волонтёрство. Сколько бонусов начислить за конкретные заслуги, учебное заведение определяет самостоятельно. Но есть общее ограничение: можно добавить не более десяти дополнительных баллов суммарно за все достижения.
Пока неясно, для чего в первую очередь нужны цифровые портфолио. Либо это просто удобное решение, позволяющее сохранить все достижения ученика в одном месте. Либо это дополнительный полноценный документ, который будут учитывать при поступлении наряду с ЕГЭ.
Что с олимпиадами?
Музаев напомнил, что сейчас дети довольно поздно начинают участвовать в олимпиадах — ближе к выпуску из школы. Ученикам до 9-х классов это ничего не даёт, кроме тренировки, потому что сейчас на поступление влияют призовые места в 9–11-х классах.
Если предположить, что цифровое портфолио, в котором копятся достижения с 4-го класса и дальше, станет важным и учитываемым вузами документом, то это может дать толчок к более ранней олимпиадной активности.
Правда, возникает вопрос, хорошо ли это. Ведь такая практика будет означать, что детям сразу после начальных классов придётся вступать в гонку за дополнительными баллами, хотя они ещё даже не знают, какое направление выберут и какие предметы им пригодятся для поступления.
Где и чем нужно будет заниматься, чтобы получить баллы?
У Рособрнадзора есть ещё две любопытные задумки. Первая — создать общефедеральный перечень образовательных, культурных, спортивных и волонтёрских центров, условно говоря, заслуживающих доверия. Именно участие в их активностях и будет учитываться в цифровых портфолио.
Вторая — открыть к 2030 году внешкольные центры оценки качества образования, где дети смогли бы писать контрольные для объективной проверки знаний. Результаты таких работ тоже будут включаться в портфолио. Вероятно, инициатива направлена на борьбу с предвзятым оцениванием в конкретных школах.
Насколько эти перспективы реальны?
Конечно, это пока только планы. Но, судя по всему, они вполне серьёзны, учитывая то, что это озвучивается не в первый раз.
Ранее глава Рособрнадзора уже заявлял, что в будущем оценить успехи каждого школьника смогут по его информационному следу. О том, что прогресс учеников станут фиксировать в цифровой биографии, сообщал и глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Эту возможность предполагается развивать на базе Цифровой образовательной среды, которая уже создаётся.