Цитаты недели: о лукавстве обещаний в EdTech
Яков Сомов и Максим Спиридонов высказались о современном этапе развития рынка онлайн-образования.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Яков Сомов
руководитель центра онлайн-образования лицея №239, CEO и сооснователь «Лекториума»
Источник: ток-шоу на YouTube-канале «Роман с Академией»
— У нас победили маркетологи профессий будущего, которые обещают тебе сто тысяч рублей зарплаты через месяц обучения. У всех прекрасные восхитительные лендинги, но ты не понимаешь, что там внутри на самом деле. Потому что просто у нас идёт эпоха накопления первичного онлайн-опыта, давайте это так назовём.
Максим Спиридонов
серийный технологический предприниматель, основатель «Нетологии-групп» и бизнес-клуба Reforma
Источник: ток-шоу на YouTube-канале «Роман с Академией»
— Я проиграл соревнование в лукавстве обещаний. Во всех коммерческих сегментах — диджитал-профессии, среднее [образование], любом сегменте, включая специфические, типа эзотерики, психологии и так далее, — идёт соревнование в лукавстве маркетинговых обещаний. И фактически выигрывает тот, кто наобещает больше. На лендинге, в прогреве и так далее. И в этом есть огромная проблема. Потому что нормальные люди ломаются в этой гонке. Они понимают, что «всё, дальше я уже не могу идти, дальше я уже начинаю врать, а я врать не готов».
Контекст
На YouTube-канале «Роман с Академией» прошло обсуждение «вечной» темы «Учёба онлайн — зло или возможности?» с участием представителей EdTech — Максима Спиридонова и Якова Сомова.
В центре дискуссии предсказуемо оказался вопрос качества онлайн-образования и того, почему в этой сфере так привольно чувствует себя именно инфобизнес, который серьёзного образования дать не может, а ловит людей на сладкие обещания.
Максим Спиридонов считает, что главный враг качественного образования — это прежде всего лень, нелюбопытство, неосознанность и бездумность даже в той ситуации, когда речь идёт о проектировании собственной судьбы, то есть выборе образования.
«„Инфоцыгане“, инфобизнес эксплуатируют те самые проблемы: лень, отсутствие желания вкладывать силы в обучение и желание найти самую волшебную кнопку. Прямо вот так, чтобы ты нажал эту кнопку — и всё знаешь», — пояснил он.
Яков Сомов добавил, что, по его наблюдениям, люди не умеют вдумчиво выбирать образование и осознанно строить для себя образовательную траекторию. «Выбирают образование настолько хаотичным способом, насколько это вообще возможно, — заключил он. — Не могут взять и погуглить просто, сколько зарабатывает человек на профессии, которую ему обещают».
Всё это, с одной стороны, соответствует тому, что образование, с точки зрения экономистов, есть доверительное благо — то есть в этой сфере человек даже не может оценить качество услуг, которое ему оказывают. С другой стороны, молодость и неурегулированность рынка онлайн-образования приводят к тому, что на нём сейчас легче всего развернуться игрокам за счёт красивой рекламы, а не за счёт качества продукта, которое пользователь заранее оценить не в состоянии.
К чему приведёт то, что люди легко верят любым обещаниям на заманчивых лендингах, а потом остаются разочарованными? Максим Спиридонов считает, что постепенно накопится критическая масса коллективного опыта обманутых ожиданий, «когда тебе обещали, что тебя научат стать крутым Full Stack Developer, а ты не стал». Также накопится общий опыт пользователей по фильтрации нормальных образовательных проектов от плохих. Накопится и негативная репутация тех, кто обещает, но не делает.
«И хочется верить, что путём такой вот естественной конкуренции качество продукта будет вдолгую выигрывать», — сказал эксперт. Но сейчас, на короткой дистанции, признаёт он, конечно, есть проблема, потому что многие хорошие продукты проигрывают битву за внимание аудитории с нечестными игроками просто потому, что не готовы давать пустых обещаний.
В то же время, по мнению Спиридонова, вмешиваться в этот процесс государству и пытаться его урегулировать не стоит, чтобы не получился эффект слона в посудной лавке. Рынок отрегулируется сам, естественным путём. На собственном опыте люди натренируют критическое мышление и научатся понимать, где их обманывают, а где нет. «Лучше так, чем государство со своими родовыми травмами это будет делать», — заключил он.