Цитата: уже нельзя сказать, что в педвузы идут те, кто не может поступить в другие
Статистика приёма на педагогические направления показывает рост не только поступающих, но и их баллов.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Терентьев
директор Института образования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат социологических наук
Источник: Лекторий Skillbox
— За последние десять лет средний балл ЕГЭ тех, кто приходит на педагогические направления подготовки, вырос почти на 10 баллов. Было порядка 60 баллов, сейчас стало 69. Понятно, что ЕГЭ не единственный показатель, которым можно измерять качество студенческого контингента. Но это довольно симптоматично, потому что этот рост качества приёма происходил на фоне увеличения КЦП — то есть у нас в полтора раза увеличилась численность тех, кто поступает на бюджет. Обычно такого рода рост сопровождается падением среднего балла ЕГЭ, потому что набираем больше — снижаем планку при наборе. А тут и выросло в полтора раза, и при этом ещё и вырос средний балл. Мы это интерпретируем так, что происходит изменение статуса, престижа учителя.
Контекст
10 октября в Лектории Skillbox состоялась дискуссия «Кто такой учитель сегодня?». Ключевыми стали вопросы о реальном статусе учителя сегодня и о том, кто и с какими мотивами сейчас приходит в эту профессию.
Евгений Терентьев рассказал, что по результатам Мониторинга качества приёма в вузы — его ведёт Высшая школа экономики и сравнивает результаты от года к году — заметно, что у педагогических направлений подготовки наблюдается одна из самых сильных позитивных динамик. Важно не только то, что растёт средний балл ЕГЭ (его рассчитывают по баллам всех принятых первокурсников), но и то, что происходит это на фоне увеличения количества бюджетных мест на направления подготовки — это вообще одно из самых массовых направлений обучения.
Дело в том, что обычно большая прибавка бюджетных мест, наоборот, средний балл снижает, так как конкурс становится менее напряжённым, и благодаря этому поступить может большее, чем раньше, количество абитуриентов с довольно низкими баллами. И то, что у будущих педагогов при прибавке мест средний балл растёт, говорит о том, что всё больше ребят с высокими баллами поступают на эти направления.
В Институте образования НИУ ВШЭ считают, что это признак повышения престижа педагогической профессии.
«Уже нельзя сказать, что туда идёт „самый хвост“ — те, кто просто не могут поступить на другие направления. Туда приходят вполне сильные ребята», — пояснил Евгений Терентьев. По его словам, есть отдельные университеты, которые показывают вообще очень хорошие результаты.
Например, на пресс-конференции 13 сентября ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков рассказал, что средний балл зачисленных первокурсников составил более 80 (на 0,3 больше, чем в 2022-м), а на отдельных направлениях — выше 90.
Что же привлекает молодых людей в эту профессию, если известно, что размеры зарплат начинающих учителей, мягко говоря, не очень вдохновляют? Эту тему в том числе обсудили во время дискуссии в Лектории Skillbox.
Во-первых, не секрет, что зарплаты сильно зависят от региона. Нельзя сказать, что в Москве учителя зарабатывают так уж мало. Во-вторых, школьные каникулы — это, безусловно, фактор, который привлекает многих.
В-третьих, возможность видеть пользу, отдачу от своей работы — для многих это очень ценно, как и многогранность профессии. Наконец, как справедливо заметил Пётр Мазаев, координатор IB DP в «Европейской гимназии» и заведующий гуманитарной кафедрой школы «Le Sallay Диалог», преподавание просто-напросто затягивает: если человек в первые годы работы в школе чувствует, что это «его», ему это нравится, то он без такой работы уже просто не может. Ведущая дискуссии, педагог и соосновательница профессионального клуба педагогов Екатерина Никонорова, в связи с этим вспомнила слова одной своей знакомой учительницы: «Профессия учителя — это как сладкий яд, ты много отдаёшь энергии, ещё больше получаешь, и тебе хочется снова туда идти».
Другой вопрос, сколько выпускников педвузов действительно остаётся в профессии надолго, попробовав этот «сладкий яд», для скольких преимущества всё-таки перевешивают имеющиеся недостатки. На этот счёт участники дискуссии статистику не приводили, но известно, что такая проблема существует и что с выгоранием чаще всего сталкиваются именно молодые учителя.