Цитата недели: почему отказ от Windows в школах — проблема
В рамках импортозамещения ПО школьное образование переходит на Linux. Что с этими планами не так?
Polina Vari для Skillbox Media
Наталия Теряева
кандидат физико-математических наук с 18-летним опытом преподавательской работы в школе и вузе, научный журналист, основатель проекта «Школа юного инженера „Вектор NICA“»
Источник: онлайн-издание D-russia.ru
— Очевидно одно: практически все необходимые для современного технологического образования компьютерные программы разработаны для Windows. Значит, либо нам нужна отечественная ОС, подобная Windows, либо нам нужна защита наших данных и наших бюджетов от аппетитов компаний Microsoft, Autodesk и других производителей необходимого в образовании и промышленном производстве программного обеспечения.
Контекст
Импортозамещение в образовании
В России идёт не только цифровизация, но и импортозамещение ПО для образования. Как рассказала в апреле на конференции «Цифровая трансформация системы образования: импортозамещение в сфере IT» Людмила Бокова,
и. о. директора ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» Минпросвещения, при создании «Цифровой образовательной среды» делается акцент на современные отечественные решения.
Недавно стало известно, что федеральная государственная информационная система «Моя школа» будет работать на одной из ОС семейства Linux. В то же время Минцифры планирует перевести системы ЕГЭ на Linux. Это объясняется снижением расходов школ на лицензированные продукты Windows.
Как используется отечественное ПО сейчас
По данным главы Минцифры Максута Шадаева, озвученным на сессии «Цифровая экономика» в рамках форума CNews 2021, не менее 50% школьных компьютеров оснащены операционной системой Linux.
В то же время по данным исследования «Применение российского ПО в школьном образовании», которое весной этого года провела среди более 5 тысяч сотрудников школ компания «Академия АйТи», 88,8% российских школ используют всё-таки зарубежный софт. Из учителей, знакомых с отечественным ПО, по данным этого исследования, только 25% считают себя уверенными пользователями, 27% знают, как с ним работать, лишь теоретически, но практического опыта не имели, и ещё 18% признались, что знают только названия продуктов. При этом рынок отечественных операционных систем, установленных в российских школах, представлен продуктами на базе Linux.
Га конференции «Цифровая трансформация системы образования: импортозамещение в сфере IT» отметили, что при переходе на российское ПО есть трудности совместимости разного ПО, проблемы с подключением периферийных устройств и отсутствие совместимых драйверов.
Что имела в виду Наталия Теряева
Наталия описала, какие проблемы для информатики и инженерных классов влечёт переход школ с Windows на Linux, на примере конкретной подмосковной школы, на базе которой работает её Школа юного инженера. В учебное заведение было поставлено около 70 ноутбуков с предустановленной ОС ALT Linux. Но применить в образовательном процессе эти ноутбуки оказалось невозможно ни для преподавания информатики, ни для проведения занятий по технологиям ― главного, для чего массово нужны компьютеры на уроках в школе. В то же время три имеющихся в школе ноутбука, оснащённых Windows, пользуются огромным спросом.
В чём же проблема?
«Первая загвоздка в том, что на ALT Linux невозможно установить именно те компьютерные программы, которые нужны не для развлечения или делопроизводства, а для профессионального преподавания языков программирования и компьютерного 3D-моделирования. Без этих знаний у подрастающего поколения никакой цифровизации экономики у нас в стране не получится», — пишет Наталия.
При этом переустановить отечественную ОС ALT Linux на платную лицензионную Windows или на бесплатную американскую Linux на школьных ноутбуках, по её словам, невозможно, потому что это будет истолковано как нецелевое использование средств.
В результате ноутбуки лежат без дела. Кроме того, отмечает автор, школы, техникумы и вузы обучают студентов работе с тем ПО, которым пользуются их будущие работодатели. А большинство российских работодателей используют американские и французские системы автоматизированного проектирования. Значит, тогда и работодателей надо стимулировать переходить на отечественное ПО.
«Перечисленное — только часть проблем из клубка информатизации и цифровизации школьного образования. И складывается впечатление, что этим клубком толком никто не занимается. Нет ни ясной цели закупки оборудования, ни ясной политики по этому поводу, ни чёткого плана действий. Есть шараханья из стороны в сторону. И нет никакой ответственности высших эшелонов органов просвещения за это», — заключает Наталия.