Цитата недели: «Персонализация может вывести нашу систему образования на передовой уровень»
По мнению ректора ИТМО Владимира Васильева, будущее высшего образования — за индивидуальными траекториями обучения для каждого студента.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Владимир Васильев
ректор Университета ИТМО, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН
Где: конференция «Цифровизация высшего образования: технологии для университета будущего»
— Куда сейчас движется высшее образование — это персонализация. То есть каждому студенту — собственная [образовательная] траектория. Бизнес уже в эту сторону двинулся. Никаких моделей B2B, B2C, B2G. Вообще можно забывать! К 2030 году будет D2C, direct-to-consumer, это уже абсолютно понятно. <…> Выход на персонализацию — это основное. И это может вывести нашу национальную систему высшего образования действительно на передовой уровень, где мы можем стать трендсеттерами. И IT в данном случае действительно сильно помогает.
Контекст
Владимир Васильев 27 апреля выступил на конференции «Цифровизация высшего образования: технологии для университета будущего», которую организовали Минобрнауки и «Ростелеком». Во время панельной дискуссии «Цифровизация вузов сегодня: директивное замещение или рациональный подход к внедрению отечественных решений?» спикеры поделились своими взглядами на цифровую трансформацию университетов.
Эксперты обсудили стратегию технологического развития вузов, поговорили о совместных проектах университетов и бизнеса, затронули и сложности цифровизации. Владимир Васильев рассказал о том, как Университет ИТМО почти полностью перешёл на собственные технологические разработки, и озвучил мысль о том, что замещение зарубежных цифровых продуктов — это путь к отставанию, вместо этого нам нужно «технологическое предвосхищение».
Ректор ИТМО также считает, что будущее университетов — это «очень персонифицированное образование», а помочь его выстроить может как раз цифровизация благодаря IT-инструментам. Именно персонализация даст настоящие глубинные изменения в образовании, а не «бантики», считает Владимир Васильев.
Мнение ректора ИТМО о персонализации созвучно со взглядами других экспертов. Так, в опросе Smart Ranking представители EdTech-индустрии назвали индивидуальные траектории и адаптивные программы перспективным направлением как на мировом, так и на российском рынке ДПО. Правда, персонализировать программы высшего образования гораздо труднее, чем неформальные курсы. Но эксперты признают, что цифровые инструменты действительно облегчают задачу составления индивидуальных учебных планов.
Впрочем, есть и другие взгляды на персонализацию. Так, председатель «Сбера» Герман Греф высказывал мысль, что российским вузам ещё очень далеко до внедрения настоящей персонализации.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!