Образование
#Мнения

Цитата недели: «Образование не готовит адекватно человека к современному миру»

Такая ситуация — не новость, но появление генеративного ИИ, похоже, усугубило эту проблему.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Павел Сорокин

ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования ВШЭ


ИсточникИнститут образования НИУ ВШЭ


— Образование не готовит адекватно человека к современному миру. И во многом эта неподготовленность проявляется в отсутствии навыков самостоятельности, партнёрства, достижения результатов, стрессоустойчивости — то есть того, что на самом деле не совсем технологически может быть симулировано.

Контекст

Институт образования НИУ ВШЭ провёл семинар на тему «Итоги года: как искусственный интеллект меняет разные аспекты образования?» (его запись есть на YouTube), и Павел Сорокин в рамках этой темы предложил подумать над темой не столько с технологической точки зрения, сколько с философской.

Павел считает, что ИИ до сих пор недостаточно осмыслен как феномен, меняющий социальную структуру, экономику, производство, потребление и культуру. Причём именно для образования феномен ИИ, по его мнению, действует «наиболее удручающе». Почему? Потому что, объясняет Павел, независимо от того, как мы трактуем образование — как функцию создания и поддержания гражданской идентичности или как функцию создания сотрудников для рабочих мест, — оно всегда исторически было и остаётся производством некоего «продукта под шаблон» — то есть человека, который должен отвечать определённому набору требований. Но теперь, когда появилась система, которая сама способна устойчиво генерировать что-то новое (генеративный ИИ), шаблонный характер образования, похоже, становится проблемой.

То есть ключевое внимание сейчас надо уделить не вопросу о том, как школьников и студентов учить использованию новых инструментов на основе ИИ, а тому, что феномен ИИ ставит под сомнение актуальность самой идеи, на которой до сих пор строилась система образования и, соответственно, актуальность организации системы образования в целом.

Расцвет генеративного ИИ ставит большие вопросы перед системой образования о том, кого, для чего и каким образом она теперь должна готовить. Во-первых, как ИИ меняет структуру рынка труда: он работает, скорее, на замещение технологиями простых низкооплачиваемых рабочих мест или на создание новых, высокооплачиваемых? Во-вторых, ИИ «алгоритмизирует» человека (вынуждает ещё больше действовать по шаблону) или, наоборот, это драйвер развития самостоятельности?

Ведь в последнее время работодатели отмечали в качестве самых востребованных компетенций сотрудников как раз те, которые свойственны самостоятельным людям: партнёрство и сотрудничество, ориентацию на результат, умение планировать и организовывать процессы (об этом свидетельствует, в частности, Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями). Кроме того, растёт доля людей, работающих на фрилансе, а такая работа тоже требует самостоятельности — не говоря уже о том, что она критически важна и для предпринимательской деятельности. Но готовит ли современное образование людей к самостоятельности?  

Партнёрство, планирование, стрессоустойчивость и ориентация на результат — это те навыки, которые в результате обучения в вузе с первого по четвёртый курс не развиваются, а деградируют. Единственное, что повышается у студентов за эти годы — это умение анализировать информацию, а также следование правилам (но второе совсем не отвечает самостоятельности). Причём умение следовать правилам — у первокурсников и так самый ярко выраженный навык (это значит, что он привит ещё в школе), а к концу четвёртого курса он ещё возрастает. Таковы результаты исследования студентов вузов России АНО РСВ, проведённое в 2021 году.

Получается, что пока лучше всего у системы образования получается готовить людей к умению действовать по шаблону, но не к самостоятельности.

Иными словами, проблема несоответствия того, что делает система образования, тому, что требуется рынку труда, есть уже сейчас. И если развитие инструментов на основе ИИ сделает самостоятельность ещё более значимым фактором на новом рынке труда, то для образования это означает необходимость колоссальной перестройки.

Кроме того, сейчас уже очевидно, что высокий спрос останется на принципиально нетехнологизируемые виды деятельности (то есть такие, которые не может заменить ни один ИИ) и нетехнологизируемые навыки. Это тоже важно учитывать при построении системы образования.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована