Цитата недели: об объективности «бездушной машины» во время онлайн-экзамена
Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ высказался о достоинствах прокторинга.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Владимир Старостенко
директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ
Источник: интервью на сайте СПбГУ
— Если мы отмотаем время назад в «доцифровые времена», то родители многих нынешних студентов могут вспомнить случаи, когда оценку можно было, как выразилась одна моя коллега, просто «наныть». Преподаватели — живые люди, которых можно правдами и неправдами разжалобить, уговорить и так далее. В этом плане «бездушная машина» намного более объективна, поскольку искусственный интеллект просто констатирует факт. Но от полной «машинности» проверки удаётся уйти, привлекая специалистов-прокторов.
Контекст
Одно из громких событий декабря — отчисление студенток Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) за нарушение правил прохождения онлайн-экзамена. Основанием для отчисления стали данные системы прокторинга «Экзамус».
Вот как развивались события: в конце ноября Telegram-канал «Mash на Мойке» сообщил, что нескольких студенток СПбГУ собираются отчислить из-за того, что они отвели взгляд от экрана во время онлайн-экзамена, что зафиксировала программа прокторинга. И 16 декабря тот же канал сообщил, что трёх студенток отчислили. Это вызвало волну публикаций в СМИ. Например, «Афиша Daily» писала: девушки утверждали, что просто ненадолго отвлеклись, а программа зафиксировала «бегающий взгляд», и у одной из них якобы произошёл «самопроизвольный» запуск программы MS Teams. Словом, суть конфликта сводилась к тому, что «машина» зафиксировала нарушение, тогда как его не было, однако при рассмотрении жалоб победило мнение «машины».
13 декабря на сайте СПбГУ было опубликовано интервью с директором Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимиром Старостенко. Он рассказал о том, как устроены современные системы онлайн-прокторинга, и напомнил, что в том варианте прокторинга, который применяется в СПбГУ, за испытуемым в режиме реального времени наблюдает не только «машина», но и специально обученный проктор. Как раз его задача — комплексно оценить действия испытуемого с учётом общего контекста. Требования к онлайн-экзамену в общем виде сводятся к тому, что человек должен пройти тестирование самостоятельно, не прибегая к помощи третьих лиц, не списывая, никуда не подглядывая, не открывая посторонние сайты и программы, не фиксируя экзаменационные вопросы (последнее важно, потому что уже сдавшие экзамен студенты могут выложить их в открытый доступ однокурсникам).
Кроме того, Старостенко привёл статистику: «Несмотря на то, что обучающиеся пугают друг друга прокторингом, в масштабах всего университета ничего страшного не происходит. Из почти 11 тысяч обучающихся, которые в прошлую сессию прошли зачёт по дисциплине в формате онлайн-курса, менее 3% студентов дошли до третьей пересдачи, причём в некоторых случаях в неудовлетворительных оценках виноват был не прокторинг, а недобор баллов. Тех же, кому был поставлен „незачёт“ по результатам испытания с использованием прокторинга в последнюю сессию, — всего 14 человек».
23 декабря пресс-служба СПбГУ сообщила ТАСС о том, что в вузе разработано предложение по созданию в России первой ассоциации академической честности. Она будет продвигать принципы добросовестного проведения зачётов и экзаменов, а также выступать против злоупотреблений в процессе оценивания знаний. Предложение будет представлено на одном из ближайших заседаний Ассоциации ведущих университетов России.
Как сообщается на сайте СПбГУ, это предложение прозвучало на ректорском совещании 13 декабря, его инициатор — Владимир Старостенко. По его словам, во многих странах существуют профессиональные объединения, которые популяризируют идеологию академической честности среди студентов и преподавателей.
Чуть ранее — 2 декабря — прошло заседание членов правления Всемирного союза массовых открытых онлайн-курсов (МООК), в котором СПбГУ является единственным представителем от России, и присутствовавший на нём Владимир Старостенко поставил перед зарубежными коллегами вопрос о необходимости совершенствования и стандартизации правил мониторинга контрольных испытаний с помощью систем прокторинга на международном уровне.