Образование
#Мнения

Цитата недели: о неуспешности, которая тянется из школы в вуз и потом в работу

Система российского образования настроена на имитацию успешности, а не на реальное преодоление неуспешности, считают исследователи этого феномена.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Гарольд Зборовский

доктор философских наук, профессор-исследователь УрФУ имени Б. Н. Ельцина


Где: интервью в «Правмире»


— Самое страшное, что те аномалии, которые закладываются в школе, человек проносит через всю жизнь. Он заканчивает школу, учится в вузе, а потом с этими аномалиями приходит в производство. Такая аномальная цепочка и есть неуспешность, которая тянется во взрослую жизнь.

Контекст

Интервью в «Правмире» касалось эмпирического исследования образовательной неуспешности, которое профессор Гарольд Зборовский и его коллега профессор Полина Амбарова провели в декабре 2019 — феврале 2020 года методом полуформализованного экспертного интервью.

Авторы также опирались на данные других исследований, которые, по их мнению, показывают, что:

  • Образовательная неуспешность формируется ещё в школе, затем слабые ученики переносят её на учёбу в колледжах и вузах, где на их нежелание учиться и слабые результаты смотрят сквозь пальцы.
  • Особенно катастрофичны масштабы образовательной неуспешности студентов, как отмечают авторы, в провинциальной России. Согласно другому их исследованию, лишь чуть больше половины (55%) студентов региональных вузов действительно хотят учиться, но 40% из них не «тянут» программу из-за слабой школьной подготовки. И 45% студентов учиться не хотят. Из них 15% относятся к категории «необучаемых». То есть в целом 85% студентов либо не могут, либо не хотят учиться.
  • При этом и в школах, и в вузах распространены многочисленные формы имитационного образовательного поведения («дотянуть до выпуска», «натянуть на троечку», «натаскать на контрольную») и академического мошенничества (списывание, плагиат, заказные работы). С одной стороны, поясняют авторы, это предпосылки появления и усиления образовательной неуспешности, а с другой — её следствие. Получается замкнутый круг.
  • Проблема в том, что система не работает со слабыми учениками — на всех уровнях образования ей финансово выгоднее имитировать успешность, чем действительно преодолевать неуспешность. «И это установка на всех уровнях, начиная от конкретного педагога и заканчивая Министерством образования», — говорит в интервью Полина Амбарова.

«В вузах закрепилась „политика студентосбережения“, потому что бюджетные деньги поступают в расчёте на количество студентов. У преподавателей работает логика: если мы их выгоним, наше направление закроют, нас уволят. <…> В итоге студент знает, что ему ничего не будет, преподаватель знает, что работа списана. Ситуация никому не выгодна, и оба делают вид, что всё хорошо», — поясняет Гарольд Зборовский.

Полина Амбарова также отметила в интервью парадоксальную мотивацию студентов, которая, по её словам, укладывается в формулу: «Как бы ни учиться и где, лишь бы не учиться». Столкнувшись в вузе с трудностями, студенты не настроены преодолевать их — им проще сменить учебное заведение.

«Когда начинаешь со студентом говорить, ты понимаешь, что дело не в вузе и не в программе, дело в самом студенте. Он пришёл развлекаться. И это тоже организационно спланировано. Когда мы смотрим различные ролики, которые крутят вузы, даже самые брендовые, что там говорят? Ребята, приходите к нам учиться, у нас тут так весело — у нас и такие мероприятия, и такие. Так они учиться идут или развлекаться?» — продолжает Амбарова.

Чем всё это грозит? Образовательная неуспешность превращается в неуспешность профессиональную, объясняют авторы исследования. Именно поэтому «при кажущейся переполненности рынка труда работодатели испытывают острый дефицит хорошо подготовленных в профессиональном плане, добросовестных, мотивированных на развитие сотрудников».

Кроме того, при такой картине невозможна система непрерывного образования, которая очень нужна современной экономике. Ведь для этого людям требуются мотивация и способность учиться на протяжении всей жизни, но ни то ни другое у большинства попросту не сформировано.

Можно ли с этим что-то сделать? Да, считают исследователи, если система образования будет уделять пристальное внимание поддержке слабых учеников. Не имитационно, а по-настоящему, с обобщением успешного опыта, как отечественного, так и зарубежного. Такая трансформация требует в том числе изменения системы финансирования.

Но и этого мало — ещё надо менять установки педагогов и родителей относительно образовательной неуспешности детей, вырабатывая у них конструктивный, а не осуждающий подход.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована