Образование
#Мнения

Цитата недели: «Не можем понять то, что видим и читаем»

Президент Российской академии образования снова напомнила о большой проблеме образования.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Ольга Васильева

Президент Российской академии образования


Где: РИА «Новости»


— Огромное количество времени школьники тратят на приготовление домашнего задания. Я всегда повторяю: на это есть две причины — это отсутствие функциональной грамотности, то есть «не можем понять то, что видим и читаем», «не можем тезисно передать, что написано в учебнике», а второй момент — не всегда хватает возможностей переключиться.

Контекст

Глава Российской академии образования снова затронула тему нагрузки в школах и дефицита функциональной грамотности у современных подростков. По её мнению, это явления взаимосвязанные: школьник тратит много времени на домашние задания, потому что тяжело справляется с их пониманием и выполнением — не хватает функциональной грамотности.

Вторая причина перегрузок, по мнению Ольги Васильевой, — невозможность переключить внимание на что-то другое, что приводит к нарастанию внутреннего напряжения. Если подросток может отвлечься на спорт или на творчество, он и учится с большим удовольствием, считает она.

Так Ольга Васильева прокомментировала результаты социологического исследования «Подростки 360°», которое проводилось с июня по сентябрь 2022 года в рамках стратегической программы «Подростки России» уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка. В онлайн-опросе приняли участие подростки от 14 до 17 лет, родители и педагоги из 85 регионов страны. Все участники опроса назвали среди проблем высокую учебную нагрузку.

Ранее Ольга Васильева уже сообщала о том, что 20% детей не достигают пороговых значений функциональной грамотности, а среди пятнадцатилетних подростков 22% не обладают даже базовыми навыками чтения, которые нужны для понимания коротких несложных текстов.

Напомним, функциональная грамотность необходима человеку, чтобы учиться (осваивать новые знания и навыки), работать и справляться с бытовыми задачами. Базируется она на читательской грамотности — причём под последней понимается не просто умение складывать буквы в слова и скорость чтения, а умение извлекать из прочитанного текста информацию и ключевые идеи, размышлять о нём, делать выводы, сопоставлять с другими сведениями, опираясь на свою эрудицию. Кроме того, функциональная грамотность включает ещё грамотность математическую и естественно-научную, а также глобальные компетенции и креативное мышление, но очевидно, что умение понимать тексты — базовый и важнейший для обучения навык.

Проблему подтверждают исследования — так, например, исследование, которое проводит Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), по итогам 2021 года показало, что самых высоких уровней читательской грамотности достигают всего 6,8% 15-летних подростков.

В дальнейшем проблема перетекает и в вузы: у студентов тоже есть большие сложности с пониманием смысла текстов, и это, конечно, не может не препятствовать эффективной учёбе. Похоже, пора уделять решению этой проблемы больше внимания.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована