Цифры: как молодые специалисты доучиваются в первый год работы
В вузах учат далеко не всему, что нужно на рабочем месте. В итоге дообучать приходится примерно каждого четвёртого.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
В 2022 году 37% выпускников российских вузов сообщили, что не чувствуют себя конкурентоспособными на рынке труда. У этого могут быть разные причины, но одна из них — разрыв между тем, чему учат в вузах, и актуальными требованиями работодателей. Программы высшего образования меняются медленнее, чем профессиональная практика в отраслях, для которых вузы готовят специалистов.
Опросы представителей компаний показывают, что большинство готовы нанимать кандидатов с недостаточным опытом и дообучать их самостоятельно. Но часто ли это происходит на самом деле? Масштабы явления в недавнем исследовании изучила профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ доктор экономических наук Елена Варшавская. Она проанализировала данные Росстата, а именно — Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Опросы респондентов, окончивших вуз или колледж в 2016–2021 годах, проводились в апреле-сентябре 2021-го. В исследовании Елены Варшавской анализировались ответы не всех опрошенных, а только 9235 выпускников вузов, занятых на момент опроса на своей первой работе по найму.
Как часто выпускников вузов доучивают на работе
В наблюдении Росстата выпускников спрашивали, проходили ли они в течение первого года работы дообучение, и если да, то за чей счёт. Формулировка вопроса и вариантов ответа предполагала, что респонденты могут сообщить обо всех форматах дообучения — формальном (на организованных курсах или семинарах), неформальном (на работе с наставником из числа более опытных коллег) и о полностью самостоятельном.
Всего в том или ином формате доучивались на первой работе 25,5% выпускников. Но в некоторых категориях доля тех, кто доучивался, выше.
Потребность в дообучении выше у выпускников, которые учились в вузе очно и в годы учёбы не работали либо работали не по специальности. А вот платно или бесплатно респонденты учились, роли не играет. Как показали дополнительные расчёты Елены Варшавской, важна также сфера работы. Ниже всего вероятность дообучения в первый же год у работников образования, здравоохранения, культуры, госуправления, а также в сельском хозяйстве.
Как именно доучиваются недавние выпускники
Респондентам, которые сообщили о дообучении в первый год работы, дополнительно задавали вопросы о продолжительности обучения и о том, где и в каком формате оно проводилось. Можно было выбрать несколько вариантов ответа.
Самым массовым форматом дообучения в первый год работы оказалось наставничество — так учились более половины тех, кого в принципе охватило дообучение на работе (у представителей рабочих специальностей в промышленности этот показатель вообще достигает 74,2%). А вот формальные практики обучения (такие как курсы, вебинары, стажировки) оказались самыми редкими — они коснулись не более 30% выпускников, которым пришлось дообучаться.
Интересно, что респонденты, которые участвовали в курсах, тренингах, семинарах и прочих формальных видах обучения, в 75% случаев учились только в этом формате. Они не отметили даже самообучение в процессе работы. А неформальные и информальные практики, такие как наставничество и самостоятельное обучение, часто сочетаются друг с другом.
У начинающих руководителей наиболее распространённым форматом дообучения оказалось самообучение в процессе работы.
Как дообучение связано с нехваткой навыков
Респондентов не спрашивали о том, по каким направлениям они проходили дообучение. Но в анкете было два вопроса о навыках: какие знания и умения респонденты считали самыми важными для выполнения профессиональных обязанностей на первой работе и каких навыков им больше всего не хватало. Елена Варшавская сгруппировала все навыки, которые были включены в анкету, в пять групп, первая из них относилась к так называемым хард-скиллам, остальные четыре ― к софт-скиллам:
- Профессиональные навыки. Технические и относящиеся к работе, а также умение использовать профессиональную документацию и работать с оборудованием и технологиями, знание продвинутых компьютерных программ.
- Коммуникативные. Навыки устной и письменной коммуникации, ведения переговоров, разрешения конфликтов, работы в команде, способность к сотрудничеству.
- Умение работать с информацией. Навыки поиска, интерпретации и обобщения информации, способность находить новые идеи и приёмы работы.
- Общие знания. Базовые теоретические знания, владение иностранными языками, навыки работы с основными компьютерными программами.
- Личностные качества. Умение брать на себя ответственность, инициативность, способность к предпринимательству, самоорганизация, умение работать в режиме многозадачности, способность к обучению, стрессоустойчивость.
То, как респонденты отвечали на вопросы о важности и достаточности у себя этих навыков, оказалось связано с тем, пришлось им дообучаться или нет. Оказалось, что чаще всего учились на первой работе те, кто отметил у себя недостаток профессиональных навыков (хард-скиллов). Дополнительные расчёты Елены Варшавской показали: недостаток хард-скиллов на 65% увеличивает вероятность, что придётся дообучаться. А вот что касается софт-скиллов, то вероятность дообучения на работе зависела не от их недостатка, а от их значимости ― проще говоря, чаще учились на работе те, кто считал эти качества важными.
Ещё одно интересное наблюдение: респонденты с недостатком личностных качеств (ответственности, инициативности, самоорганизации, мотивации к обучению и так далее) реже проходили курсы, тренинги, семинары и прочие организованные формы обучения. Вывод простой: для участия человека в регулярных образовательных практиках важно, чтобы у него была развита мотивация, организация и другие личные качества.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!