Цифры: что мы узнали о навыках студентов и нагрузке преподавателей вузов
Собрали инфографику по нескольким любопытным исследованиям.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Цифровые навыки студентов
В НИУ ВШЭ вышел статистический сборник «Индикаторы образования: 2023». Среди множества данных об образовательных организациях разного типа, учащихся и педагогических кадрах также приведены данные о цифровых навыках студентов. Их оценивают на основе результатов ежегодного исследования Росстата методом анкетирования (проводится во всех субъектах РФ). В основу измерения цифровых навыков положена методика Евростата Digital Skills Indicator 2.0 (DSI).
Судя по результатам исследования, хотя студенты и относятся к поколению, про которое говорят, что они уже родились с гаджетами, им есть чему поучиться в сфере основных цифровых рабочих навыков. Однако искать такие курсы самостоятельно они вряд ли станут (большинство из них просто не умеет этого делать). Достучаться до них организаторы обучения могут разве что в соцсетях, ведь именно в этой цифровой среде они чувствуют себя как дома: там состоят 85–88% студентов колледжей и вузов.
Как учат в вузах
Партнёрская сеть вузов «Университетская национальная инициатива качества образования» (УНИКО), в которую на конец 2022 года входили 53 университета, провела большое исследование в российском высшем образовании. В опросах приняли участие более 3000 выпускников из 220 университетов восьми федеральных округов РФ и более 5000 преподавателей из 60 университетов. Сбор данных проходил с октября по декабрь 2022 года. Результатом стал аналитический доклад. Он показывает, в чём расходятся ожидания современных учащихся с тем, что они получают в вузах во время обучения.
Среди прочих выводов очевидно, что до сих пор в вузах доминируют пассивные формы обучения и преподаватели в основном работают «по старинке» (мало кто вовлекает студентов в активные формы обучения и применяет новые форматы оценивания). При этом те же опросы показывают, что студенты ждут от высшего образования в том числе развития гибких навыков и опыта самоорганизации — однако при таких подходах обеспечить это вряд ли возможно.
Авторы доклада делают вывод о том, что университетам и преподавателям нужно пересматривать подходы к педагогическому дизайну и знакомиться с новыми методиками.
Нагрузка преподавателей
Очередной выпуск «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ был посвящён преподавательским практикам сотрудников вузов и научных организаций, а точнее — их нагрузке и структуре работы. Исследователи сравнили данные за несколько последних лет. Аудиторная нагрузка преподавателей оказалась высокой, и с 2019 года она выросла как за счёт увеличения количества дисциплин, которые они преподают, так и за счёт того, что студенческих (курсовых, ВКР) и аспирантских работ в расчёте на одного преподавателя тоже стало больше, чем раньше. Так что — возвращаясь к теме упомянутого выше исследования УНИКО — знакомиться с новыми подходами к преподаванию им, скорее всего, просто некогда. Да и вдохновения на это у многих, похоже, нет, потому что данные того же исследования УНИКО показали очень тревожную картину: 47% преподавателей признались, что чувствуют себя сильно утомлёнными, а более 40% отметили, что испытывают чувство подавленности и безысходности чаще, чем несколько раз в неделю.