Цифры августа: что известно о системе среднего профобразования, списывании и английском
Рассказываем и показываем, кто и что посчитал про сферу образования в конце лета.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Высшая школа экономики выпустила статистический обзор «Среднее профессиональное образование в России». При его подготовке были использованы данные Минпросвещения, Минобрнауки, Росстата, Федерального казначейства, а также собственные методологические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
В сборнике множество данных о том, сколько людей ежегодно получает среднее профобразование, как изменилась ситуация за последние несколько лет, что происходит с финансированием СПО, его инфраструктурой и цифровизацией. Пара любопытных фактов из сборника:
- в 2020/2021 учебном году наиболее востребованным и перспективным профессиям обучались 20% студентов СПО;
- среди выпускников 2016–2020 годов по программам подготовки специалистов среднего звена на работу по полученной специальности трудоустроились только 61,4%, а по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих — 57,2%.
Институт образования НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования представил исследование «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей». На основе проведённого в 2020 году опроса более 18 тысяч студентов и 14 тысяч преподавателей разных вузов исследователи выяснили, как те и другие относятся к списыванию домашних заданий и использованию шпаргалок на экзамене. Напомним, это явление называется академическим мошенничеством, и оно распространено во всём мире, но отношение к этому в разных странах может различаться.
Кроме того, студентов опросили, как часто они прибегают к подобным мерам. Конечно, на такой вопрос даже в анонимном опросе не каждый ответит честно, но всё-таки данных оказалось достаточно для того, чтобы заметить, кто больше склонен к списыванию. Большинство связей очевидны, наибольший интерес представляет тенденция к списыванию у студентов так называемых STEM-направлений (инженерия, математика, естественные науки).
Эксперты Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ проанализировали уровень владения английским языком у российских студентов. Интерес к этой теме связан с тем, что английский остаётся основным языком международной научной и технологической коммуникации. Следовательно, для полноценного развития в своей профессии важно легко знакомиться с научными и прикладными материалами на английском языке. Кроме того, многие скриптовые языки программирования и цифровые сервисы отсылают к англоязычным терминам и словам.
Выяснилось, что уровень свободного владения английским в России ниже, чем в среднем в странах Европейского союза (там свободно говорят по-английски примерно 27% населения в возрасте 25–34 лет). Доли молодёжи, владеющей английским на высоком и среднем уровнях, выше всего в Москве и Северо-Западном регионе (по 49 и 45% студентов соответственно), а меньше всего в Приволжском и Центральном округах (по 32 и 30% соответственно). Среди будущих айтишников тех, у кого хорошо и отлично с английским, больше, чем среди будущих гуманитариев (конечно, если не брать в расчёт студентов-лингвистов), — 48% против 41%, а среди технарей и медиков таких оказалось лишь по 35 и 32%. Будущие педагоги занимают грустное предпоследнее место (опередив только учащихся сельскохозяйственных учебных заведений) — среди них средним и отличным знанием английского могут похвастаться только 27%.