Цифры апреля: прогнозы на поступление в вузы и убеждения российских учителей
Какие у одиннадцатиклассника шансы занять бюджетное место в вузе и почему попытки реформировать содержание школьного образования обречены на неудачу.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил о том, что в этом году количество бюджетных мест в вузах увеличится до 588 тысяч. Наибольшее количество мест, по его словам, которые приводит «Интерфакс», выделено на медицинские, педагогические и инженерные специальности. А также — на связанные с сельским хозяйством и искусственным интеллектом.
Нужно учесть, что 588 тысяч — это общее количество мест для бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, аспирантуры и ассистентуры, судя по цифрам из приказа Минобрнауки об утверждении общих объёмов контрольных цифр приёма на 2022/2023 год.
При этом 73% бюджетных мест распределены вне центральных регионов.
Что касается мест для приёма именно первокурсников (на бакалавриат и специалитет), то их 425 894. Как пояснил РИА «Новости» замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, их хватит 64% выпусников школ.
Образовательная компания Maximum Education опросила две тысячи учащихся 11‑х классов из всех регионов России, сообщает РИА «Новости». Почти треть из них считает, что в текущих условиях невозможно планировать выбор будущей профессии. Кстати, год назад похожий опрос той же компании показал, что в апреле 63% одиннадцатиклассников уже выбрали учебное заведение и факультет и ещё 26% респондентов определились с направлением подготовки, но не с университетом. Ни вуз, ни факультет не выбрали тогда лишь 8%.
Специалисты НИУ ВШЭ выяснили, какие факторы учителя считают наиболее важными для успеха детей в школьном обучении. Причём изучалось это как в ходе большого опроса (количественное исследование), так и в процессе глубинных интервью (качественное исследование). Результаты заставляют задуматься.
Оказалось, что очень высокая доля учителей относит как сам успех, так и формирование мотивации для учёбы к зоне ответственности самих учеников и их семей. А вот те факторы, за которые отвечают педагоги и школа (включая качество учебных материалов и внутреннюю атмосферу), отмечает гораздо меньшее количество учителей.
Почему это важно? Потому что вряд ли кто-то будет прилагать усилия к тому, в силу чего не верит. По убеждению большинства педагогов, школьные факторы не очень помогают детям преодолевать неблагоприятные условия среды и достигать учебного успеха. Вероятно, это одна из причин, по которым трудно реформировать содержание образования, считают исследователи. Учителя попросту не видят причин что-то менять.