Об этом говорится в распоряжении правительства, которое подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Документ касается стратегического направления в области цифровой трансформации образования. Речь в нём идёт об образовательных учреждениях, подчиняющихся Минпросвещения, а именно — школах и колледжах.
Что это за документ
Стратегическое направление утверждено до 2030 года: в нём прописаны основные цели и показатели, которых необходимо достичь. Правда, конкретные цифры определены только до 2024-го. Документ предусматривает возможность внесения корректив, но делать это можно будет не чаще одного раза в год.
В ходе реализации этого распоряжения в сферу образования будут внедрять:
- искусственный интеллект;
- анализ больших данных;
- системы распределённого реестра;
- облачные технологии.
Для их использования в учреждениях появятся и необходимые технологические решения. Уточняется, что всё оборудование должно иметь отечественное происхождение. В 2022 году его доля должна составить не менее 37,5%, в 2023-м — 39,5%, в 2024-м — 40,8%, а в 2030-м — 100%.
Помимо этого, документ предусматривает создание электронной информационно-образовательной среды, которая включит цифровые ресурсы, а также технологии и средства, позволяющие школьникам и студентам учиться удалённо.
Более того, предусмотрено внедрение единых сервисов, доступных, в частности, на «Госуслугах».
А ещё педагоги получат таргетированный перечень программ повышения квалификации, который будет формироваться в соответствии с их профессиональными дефицитами и интересами.
О каких сервисах речь
Это те самые сервисы, которые были названы в появившейся летом стратегии «Цифровая трансформация образования».
«Библиотека цифрового образовательного контента». В ней-то и будет содержаться верифицированный контент. Доступ к нему, кстати, будет бесплатным. Причём предполагается загрузить туда данные как для основных учебных программ, так и для углублённого изучения дисциплин. Эта база ресурсов поможет выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Согласно плану, доля охваченных сервисом участников образовательного процесса в 2022 году составит 35%, в 2023‑м — 40%, а в 2024-м — 45%.
«Цифровое портфолио ученика». Копилка личных достижений учащегося. Ранее об этом нововведении подробно рассказали в Минпросвещения. Помимо прочего, с помощью этого сервиса можно будет формировать пакет документов для подачи в колледж или вуз. Уточняется, что это портфолио будет формироваться с согласия родителей. В 2022 году оно появится у 15% учащихся, в 2023-м — у 25%, в 2024-м — у 40%.
«Цифровой помощник ученика». Этот сервис будет помогать в составлении индивидуальных планов обучения в соответствии с интересами и способностями учащихся, а также — управлять образовательной траекторией. Происходить это будет с учётом подборки верифицированного контента. Доля используемых сервисов в подборке цифрового контента в 2022 году должна составить 10%, в 2023-м — 35%, а в 2024-м — 60%.
«Цифровой помощник родителя». Инструмент, который предоставляет комплексные возможности для организации образовательной деятельности учащихся. Правда, о каких именно возможностях идёт речь, пока не уточняется. Возможно, о контроле успеваемости и записи на дополнительные занятия. Судя по плану, в 2022 году это решение ещё не будет доступно, зато в 2023-м охватит 20% родителей, а в 2024-м — 80%.
«Цифровой помощник учителя». Благодаря этому сервису проверка домашних заданий и планирование образовательных программ станут автоматизированными. Это станет возможным благодаря технологии искусственного интеллекта. Инструмент, в частности, поможет в выявлении и развитии талантов у детей. Решение должно появиться в арсенале учителей в 2023 году, когда им будет охвачено 10% целевой аудитории. В 2024-м этот показатель должен вырасти до 90%.
Система управления образовательной организацией. Она позволит принимать административные решения на основе анализа больших данных. Согласно плану, этот сервис тоже запустят в 2023-м, он должен будет появиться в 10% школ и колледжей. А в 2024-м — уже в 90%.
Зачем всё это нужно
Основная цель инициативы — обеспечить эффективную информационную поддержку всех участников образовательных отношений. Кроме того, предполагается, что перечисленные меры будут способствовать:
- росту эффективности работы образовательных организаций;
- интеграции цифровых технологий в образовательный и воспитательный процессы;
- расширению доступа к качественному верифицированному цифровому контенту и цифровым образовательным сервисам;
- снижению нагрузки на педагогов;
- устранению необходимости обрабатывать вручную большие объёмы данных, на основании которых принимаются управленческие решения;
- снижению бюрократической нагрузки в образовательных учреждениях;
- повышению уровня цифровой культуры россиян.
Правда, в документе отмечается, что существуют и определённые стратегические риски. По мнению авторов документа, реализации всего вышеперечисленного могут помешать:
- малая степень интеграции государственных и муниципальных образовательных организаций с едиными информационными системами;
- недостаточный уровень цифровой культуры общества;
- дефицит финансирования образования в регионах.
Тем не менее всё это выглядит как попытка снять «головную боль» со всех участников образовательного процесса. Если раньше фокус в основном делался на учащихся и педагогах, то теперь создаются решения для родителей и администрации образовательных учреждений.
Кто будет решать, какой контент допускать до учащихся
Уже некоторое время идёт обсуждение того, что образовательный контент нужно верифицировать — то есть проверять его качество. Об этом, в частности, говорили руководительницы комитетов Госдумы по просвещению, а также по образованию и науке Ольга Казакова и Эльвира Аиткулова.
А 8 декабря Госдума приняла поправки к ФЗ «Об образовании», касающиеся верификации цифровых платформ и онлайн-учебников, используемых в школах и колледжах. Предполагается, что будет создан специальный перечень ресурсов, допущенных к использованию. За это станет отвечать Минпросвещения. Чтобы попасть в перечень, ресурсы должны будут пройти специальную экспертизу. Её тоже будет проводить это ведомство.
Помимо этого, документ регулирует оборот персональных данных учеников, которые теперь будут храниться в государственной информационной системе.
Поправки, очевидно, приняты ради исполнения одного из распоряжений Владимира Путина. В конце сентября был выпущен очередной перечень поручений президента, одно из которых гласило, что электронное обучение и дистанционные технологии, предполагающие обработку персональных данных школьников и учащихся в средних специальных образовательных учреждениях, может проходить только на государственных информационных ресурсах. Это требование должно вступить в силу с 1 сентября 2023 года.