Три идеи для тех, кто хочет создать свой онлайн-курс
Хотите запустить образовательный проект? Следите за трендами и встраивайтесь в них. Вот что, по мнению эксперта, стоит учесть.
dmitry demidko / unsplash
Краткая справка
Антон Сажин, основатель и директор образовательной онлайн-платформы CORE, член Совета Министерства просвещения по цифровой трансформации образования, эксперт по формированию эффективной цифровой модели образования будущего.
1. Кого учить
Ищите свой сегмент аудитории. Например, будет расти спрос на образование людей с ограниченными возможностями здоровья. А также на образование представителей «серебряного возраста» — они достаточно активны, и их страта с каждым годом становится больше. Это связано с ростом продолжительности жизни и всё более заметными последствиями демографической ямы. В то же время экономика будет заинтересована в занятости пожилых людей. Значит, обучение новым профессиям аудитории 60+ — перспективный выбор.
2. Чему учить
Учитывайте, какую информацию ищут люди, что их волнует и заботит, какие задачи они хотят решить и с какими проблемами справиться. Присматривайтесь к общей информационной повестке: что сейчас активно обсуждается. Вот что будет популярно в нише образовательных услуг:
- ментальное здоровье и Wellness;
- физическое здоровье;
- проактивное потребление информации и метанавыки, позволяющие учиться эффективно;
- IT-компетенции и все профессии, которые нужны IT-рынку: от менеджеров по продукту до разработчиков и дизайнеров;
- обучение предпринимательству.
3. Что учесть
Есть несколько общих трендов, которые уже проявляют себя или скоро проявятся в онлайн-образовании любой тематической направленности. Не отставайте от них.
Вертикальный формат ориентации контента
Опыт интернет-потребления изменился: люди предпочитают пользоваться не компьютерами, а смартфонами. Instagram* и TikTok приучили нас смотреть вертикальные, а не горизонтальные видеоролики. Эта тенденция пришла и в обучающие онлайн-курсы.
Либеральная повестка
В обществе растёт либеральный настрой, а значит, будут набирать популярность образовательные курсы, связанные с борьбой за права: общей либеральной повесткой, феминизмом, инклюзивностью. Такие тематики будут использоваться как точки привлечения аудитории.
Оценка результатов обучения с помощью ИИ
Раньше оценкой усвоенных знаний и компетенций занимались люди — преподаватели, рекрутеры. Технологии искусственного интеллекта способны обеспечить большую объективность в оценивании. Это позволяет исключить человеческий фактор со всеми его недостатками. Машина проверяет не только знания студента, но заодно и компетенции преподавателя — то, как его ученики освоили новую информацию, зависит и от него.
Усиление значения личного бренда
Инструменты по созданию образовательного контента упростились и удешевились, появились крупные платформы, которые работают как заводы. Всё это привело к тому, что желающим чему-то научиться теперь доступно очень много курсов. Как они будут выбирать из множества вариантов? Решающую роль сыграет личный бренд преподавателя. Сильные, известные в своей сфере эксперты всё чаще будут задумываться о создании собственных частных школ. И у них хорошие перспективы: студенты больше доверяют конкретному человеку, чем бренду, они выбирают, у кого, а не где учиться.
Кроме того, очень важна личная связь преподавателя и студента: ценности того, кто продаёт курс, должны совпадать с ценностями того, кто его покупает. Это тоже станет драйвером для развития малых онлайн-школ. Они будут конкурировать с крупными игроками рынка образовательных услуг.
Продакт-плейсмент внутри курса
Как только кинематограф завоевал внимание людей, появился продакт-плейсмент — ненавязчивая реклама, органично встроенная в сюжет. Онлайн-образование набирает популярность — и в нём происходит то же самое: маркетологи видят здесь площадку для взаимодействия с аудиторией и хотят встроить в учебный курс свою продукцию.
Как это работает? Представьте популярный онлайн-курс по выпечке: преподаватель рассказывает и показывает, как делать кондитерские изделия. Естественно, он использует в процессе кухонную технику и другую утварь — всё это можно продемонстрировать крупным планом, чтобы было видно бренд производителя.
И ещё один совет — пожалуй, главный: не бойтесь экспериментировать. Мне близка логика постоянного прогресса. Я за динамичные курсы, когда в самой архитектуре зашиты циклы совершенствования. Проводите кастдев, анализируйте запросы учеников, чтобы понять реальные потребности и «боли» аудитории, проверяйте гипотезы и действуйте!