На пресс-конференции в ТАСС представили шестой выпуск Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета». Список включает 1800 университетов из 103 стран мира, в том числе 146 российских.
Кто лидирует в рейтинге и как вузы оценивают
Как и во всех глобальных рейтингах вузов, на первых местах в списке «Три миссии университета» — учреждения из США и Великобритании. Их показатели стабильны из года в год. Например, топ-5 рейтинга в этом году ничуть не изменился по сравнению с 2021-м:
- Гарвардский университет (США);
- Массачусетский технологический институт (США);
- Кембриджский университет (Великобритания);
- Оксфордский университет (Великобритания);
- Университетский колледж Лондона (Великобритания).
Составители позиционируют «Три миссии университета» как рейтинг нового типа, так как в нём наряду с образовательной и исследовательской деятельностью учитывается социальная роль вузов. Почему вообще понадобилась новая рейтинговая модель, на пресс-конференции в ТАСС рассказал ректор МГУ имени М. В. Ломоносова и президент Российского союза ректоров (это учредитель рейтинга) Виктор Садовничий:
«Мы ориентировались в основном на зарубежные рейтинги — QS, THE, ARWU — и оценивали работу университетов согласно им… Они ориентируются на экспертную часть оценки, и, конечно, англоязычные университеты имели преимущество, хотели мы того или нет».
По словам Садовничего, в рейтинге «Три миссии университета» используются только объективные критерии — никакие опросы о научной или образовательной репутации вуза в него не входят.
Всего для оценки применяют три группы критериев — «Образование», «Наука» и «Университет и общество». Первые две достаточно традиционны. Учитываются соотношение преподавателей и студентов, доля иностранных обучающихся, доходы вуза в расчёте на одного студента, показатели цитируемости научных работ, число научных премий и так далее. Есть и особенности — например, 7% итогового балла весит показатель по числу международных олимпиад, выигранных студентами. В других мировых рейтингах такой критерий обычно не встречается.
В группу «Университет и общество» входят сразу восемь критериев, многие из которых весьма необычны для крупных рейтингов. Например, наряду с количеством открытых онлайн-курсов университета учитывается число его выпускников, которым посвящены отдельные страницы «Википедии», размер аудитории сайта вуза, количество подписчиков на его страницах в социальных сетях и другие показатели.
Вместе критерии группы «Университет и общество» весят 30% в итоговом балле вуза. Но, несмотря на различия в подходах, ежегодно список «Три миссии университета» возглавляют те же американские и британские вузы, которые лидируют в рейтингах зарубежных агентств. По количеству представленных в списке университетов тоже лидируют США. На втором месте — Китай, на третьем — Россия.
Какие позиции заняли российские вузы и почему
В «Три миссии университета» в этом году вошло 146 вузов из России — на 34 больше, чем год назад. В топ-100 их по-прежнему три:
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова — на 18-й позиции;
- Санкт-Петербургский государственный университет — на 35-й;
- Московский физико-технический институт — на 44-й.
При этом МГУ и СПбГУ оказались на строчку выше, чем в 2021-м, а МФТИ сохранил прошлогоднее место.
Кроме того, в топ-10 российских вузов в рейтинге вошли Высшая школа экономики, МИФИ, Томский и Новосибирский госуниверситеты, Уральский федеральный университет, университет ИТМО и Томский политехнический университет. Большинство из них продемонстрировало позиции лучше, чем в прошлом году.
Генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов (оператор проекта) Дмитрий Гришанков перечислил в ходе пресс-конференции основные факторы, которые влияют на конкурентоспособность российского высшего образования.
Положительные:
- многочисленные победы студентов из России в международных олимпиадах;
- высокая доля иностранных студентов (12,3% при среднемировом уровне 11,4);
- запуск многочисленных открытых онлайн-курсов.
Отрицательные:
- ограниченные бюджеты российских вузов (на одного студента приходится на 42% меньше средств, чем в среднем среди участников рейтинга);
- низкий уровень цитируемости научных публикаций — почти вдвое ниже среднего;
- слишком большое число студентов на одного преподавателя;
- невысокий охват аудитории в интернете — на низких позициях и англоязычные, и русскоязычные сайты.
Однако в целом рейтинг «Три миссии университета» оценивает положение российских вузов в мире достаточно высоко. Как рассказал Гришанков, если оценивать, сколько вузов из России входят в топ-500 различных зарубежных рейтингов, получится, что страна занимает 9–12-е место в мире. В топ-500 списка «Три миссии университета» 17 российских вузов, а это соответствует шестому месту в мире.
Кроме того, он заметил, что в ближайшие годы не ожидает снижения позиций российских вузов из-за санкций. Конечно, если крупнейшие мировые рейтинги будут дискриминировать университеты из России (как они обещали), ситуация изменится. Но их оценки базируются в основном на публикационной активности университетов, а она у российских учёных пока, по словам Гришанкова, не снижается. И даже если случится спад в числе международных научных публикаций, эффект, оказываемый на рейтинги, будет отложенным, так как каждый составитель учитывает в своих списках данные за несколько предыдущих лет.
Как будет развиваться рейтинг
С 2017 года список «Три миссии университета» вырос в несколько раз: в первом опубликованном рейтинге было 200 университетов, а сейчас их 1800. Как отметил на пресс-конференции Виктор Садовничий, это стало возможно, так как вузы во всём мире публикуют более качественные и полные данные о своей деятельности.
Составители считают «Три миссии университета» крупнейшим в мире признанным рейтингом. В будущем, однако, расширения списка ждать не стоит. Как рассказал Дмитрий Гришанков, в этом году составители рейтинга оценили более 2200 университетов, но только 1800 из них имели показатели деятельности, достаточные для включения в мировой список. И вряд ли их число вырастет в ближайшие годы.
Так что основной список «Три миссии университета» останется стабильным. Однако составители поделились планами о развитии линейки дополнительных рейтингов:
- до 50–60 вырастет число предметных списков (сейчас их 30);
- появятся международные рейтинги по основным направлениям (гуманитарные, естественно-научные и другие вузы);
- будет разработана методология для ранжирования творческих вузов, которым не подходят традиционные наукометрические подходы.
Кроме того, составители рейтинга готовы предоставить вузам доступ к полной базе данных по проекту. Это позволит командам университетов сравнить свои показатели с результатами конкурентов, оценить свои слабые и сильные стороны, увидеть, за счёт чего становятся успешными аналогичные учреждения в других странах. Как сообщил Гришанков, в базе данных все показатели рейтинга максимально детализированы: всего в ней собрана информация по 80 различным параметрам.