«То, что нас не убивает...»: что дал опыт дистанта преподавателям вузов
Тотальная удалёнка позади, и самое время оценить её результаты объективно. Что было трудным, и так все знают. А вот за что можно сказать спасибо?
memed_nurrohmad / pixabay
О проблемах внезапного пандемического дистанта в вузах сказано и написано уже немало. Перечислим его основные беды кратко.
- Технические трудности — как у студентов, так и у преподавателей, особенно в первое время.
- Неудобство работы из дома. Не каждому преподавателю домашние и семейные обстоятельства позволяли с комфортом вести занятия из дома, равно как и не у каждого студента была возможность полноценно в этих занятиях участвовать.
- Психологический дискомфорт. Он возникал и из-за того, что весь образовательный процесс резко изменился, и из-за отсутствия настоящего общения: читать лекцию и вести семинар для аватарок или чёрных квадратиков на экране ноутбука оказалось тяжелее, чем для аудитории с живой эмоциональной отдачей.
- Снижение вовлечённости студентов. Некоторые присутствовали на онлайн-занятиях как раз только в виде аватарок, занимаясь при этом своими делами. Конечно, на живой лекции студенты тоже отвлекаются на смартфоны, но дистант дал им возможность быть на занятии не просто «вполглаза» и «вполуха», а чисто номинально. Использовать всевозможные шпаргалки, отвечая онлайн, тоже гораздо проще, поэтому многие позволили себе расслабиться.
- Увеличение разрыва между сильными мотивированными студентами и теми, кто и так не блистал успехами. Первые оказались более приспособленными к самостоятельной работе, а вторые отстали ещё больше.
Однако дистант стал не только проблемой, но и новым опытом. Мы пообщались с преподавателями Университета ИТМО, который известен тем, что развивает цифровую культуру и цифровую этику, но до пандемии работал в привычном офлайн-формате. Они подтвердили, что тоже столкнулись с типичными трудностями дистанта, но рассказали и о тех плюсах, которые в нём увидели.
1. Дополнительное время
Как это ни банально, но переход на дистант высвободил время, которое раньше тратилось на дорогу. Не сразу — пожалуй, на первых порах, когда все перестраивались на новый формат, работать пришлось даже больше, чем раньше. Но когда процесс устаканился, оказалось, что появилось время на сериалы научную работу. Что в конечном счёте шло на пользу и вузу, и научному развитию преподавателя.
Появилась возможность поучаствовать в большем количестве международных конференций, проводимых онлайн.
Ия Романова,
преподаватель центра изучения иностранных языков Университета ИТМО
Удалённое преподавание позволяет работать из другого города, когда у тебя там дела, требующие личного присутствия. Например, я таким образом подготовился и поступил в аспирантуру.
Илья Стахеев,
преподаватель магистратуры «Научная коммуникация» Университета ИТМО
Кстати, кроме шуток, если время освободилось действительно для просмотра сериалов — это тоже плюс. Не зря сейчас так много говорят о балансе между работой и личной жизнью — он важен и для успеха в работе.
2. Цифровая грамотность
Помните фразу «Не умел — научим, не хочешь — заставим. Взлетай!» из советского мультфильма «Крылья, ноги и хвосты»? В мультфильме страус, от которого грифон требовал полёта, так и не взлетел. А вот дистант вынудил освоить цифровые инструменты даже тех, кто их раньше избегал и боялся. Оказалось, что это не сложно и очень удобно. Теперь смешно вспоминать, какой паникой накрывало при первых попытках сделать что-то, что сейчас кажется уже элементарным. А о чём это говорит? Об успешном освоении новых навыков!
Сначала сложно было быстро разобраться в технических возможностях различных онлайн-площадок. Отсутствие понимания, что видят слушатели с той стороны экрана и видят ли они вообще хоть что-нибудь, вызывало ужас. Включить демонстрацию экрана? — «Боже, как это? Я не понимаю!» Такого сильного стресса я не испытывала, даже впервые выйдя выступать перед огромной аудиторией. За год онлайн-работы я освоила больше навыков, чем за несколько лет до этого. Я смогла перенести свои интерактивные практики и тренинговые инструменты из офлайна в онлайн. И оказалось, что можно тренироваться в проведении переговоров и дистанционно.
Анна Паринова,
преподаватель Института международного развития и партнерства Университета ИТМО
3. Сближение со студентами
С одной стороны, дистант лишил преподавателей живой связи со студентами. С другой — а много ли общения было во время офлайн-обучения, если говорить о неформальных человеческих отношениях? Обычно ведь как: преподаватель отчитал лекцию, провёл семинар — и ушёл. Мало кто успевает поинтересоваться жизнью своих студентов, их интересами, планами, рассказать что-то о себе, подробнее поговорить о будущей профессии, хотя это очень сближает. Онлайн-формат, как ни странно, дал шанс наладить более неформальное общение. А если контакт установлен, он не пропадёт и после возвращения в офлайн.
Часто после занятия я завершала запись, но ребята ещё оставались поболтать со мной о новостях, о жизни. Мы подружились.
Марина Коротина,
преподаватель факультета систем управления и робототехники, Университет ИТМО
А ещё дистант дал студентам возможность научить своих преподавателей тому, чего те не умели, а преподавателям помог взглянуть на своих подопечных другими глазами. Это тоже способствовало налаживанию контакта.
Мне кажется, мы стали ближе со студентами, потому что они лучше приспособлены к коммуникациям в цифровой среде, и мы могли учитывать их опыт в применении цифровых инструментов, их пожелания в выборе каналов коммуникации.
Елена Гаврилова,
преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО
Многим преподавателям пришлось во время онлайн-эпопеи проявлять находчивость и креативность, искать новые форматы подачи материалов и взаимодействия с учащимися. Это, в свою очередь, помогло студентам увидеть педагогов в новом свете.
Дистанционное обучение позволило мне раскрыть свой творческий потенциал. Я реализовала давнюю идею — обучение через Instagram.
Анастасия Павлова,
преподаватель факультета биотехнологий Университета ИТМО
4. Совершенствование преподавательской практики
Онлайн-формат чтения лекций даже опытных преподавателей стимулировал отточить своё ораторское мастерство. Почему? Всё просто: появилась возможность понаблюдать за собой со стороны и выловить те мелкие огрехи, которые в процессе чтения лекции за собой обычно не замечаешь.
Важный момент всего происходящего — запись лекции. Её могут пересмотреть как сами студенты, так и преподаватель. Любая лекция — это публичное выступление, поэтому полезно пересматривать её, подмечать недостатки подачи материала, свои манеры и словечки, от которых стоило бы избавиться. А переписав сказанное в более удачной форме, можно получить неплохую методичку.
Илья Стахеев,
преподаватель магистратуры «Научная коммуникация» Университета ИТМО
Кроме того, понимание, что лекция записывается, само по себе мотивирует готовиться тщательнее, продумывать каждое слово. А онлайн-формат вынуждает придумывать новые способы подачи.
Этот опыт научил многому. В частности, тому, что нужно заранее прорабатывать материал, о котором собираешься рассказывать. Мысль, что всё записывается, мотивирует готовиться лучше, чтобы было меньше запинок.
Марина Коротина,
преподаватель факультета систем управления и робототехники, Университет ИТМО
Я поняла, что нужно прорабатывать подачу дополнительного материала. Если в живой лекции очень просто взять маркер и что-то изобразить на доске, то в онлайне это сложнее и получается хуже.
Александра Калашникова,
преподаватель Нового физтеха Университета ИТМО
Некоторым пришлось освоить и практики, совсем непривычные для офлайн-преподавателей, — например, самостоятельные записи онлайн-курса в роли не только спикера, но и оператора, монтажёра и прочих.
В апреле 2020 года я одержимо записывала скринкасты с комментариями по теории и «лабам». Хотелось поскорее отправить студентам готовый «мануал», чтобы у них было всё необходимое для зачётов. Не было никакого сценария, периодически я сбивалась, терялась и писала видео заново. Бесплатная версия программы допускала только 10 минут бесплатного видео, а при склейке вылезал логотип программы. Процесс занял у меня три недели, и всё это время я буквально не выходила из дома. В конце концов получились два МООКа на скорую руку. Я их выложила на Stepik, отправила ссылку студентам, и все очень быстро справились с работой.
Дина Зимина,
преподаватель факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО
Нужен ли дистант высшей школе после пандемии?
Главное, чему научил дистант, — это, конечно, гибкость. Шутка ли — быстро адаптироваться к непривычным условиям, перестроиться на другие инструменты и на ходу изобретать новые? Любой преподаватель может поздравить себя с приобретением целого пучка новых нейронных связей в мозге.
Но вопрос — пригодится ли полученный опыт в дальнейшем, когда пандемия закончится? Или можно будет забыть его как страшный сон?
Илья Стахеев, преподаватель магистратуры «Научная коммуникация» Университета ИТМО, справедливо заметил: «Преподавание в высшей школе — это традиция, мало изменившаяся со времён Средневековья: есть профессор, есть студенты, есть аудитория, есть их общение в определённых форматах — всё это то, что социологи называют „устойчивым фреймом взаимодействия“. Так люди кодируют ситуацию и своё поведение в ней. Переход на дистанционное обучение сломал этот фрейм: нет аудитории, нет личного контакта, нет той магии обучения, которая идёт со времён, когда Ирнерий преподавал кодекс Юстиниана в Болонском университете».
Классическое офлайн-преподавание, конечно, никуда не уйдёт. Но его совмещение с онлайном для отдельных задач может пойти всему процессу образования только на пользу, считают наши герои.
Я думаю, что нужно в каком-то виде сохранять формат дистанционных лекций — например, для старших курсов, где выше мотивация студентов, и лекции ближе к формату семинара. Также это очень хороший выход, когда лектор — активный учёный и должен ездить в командировки. Возможность перенести часть лекций в онлайн поможет лучше распределять время между научной работой и преподаванием, не отменяя занятия.
Александра Калашникова,
преподаватель Нового физтеха Университета ИТМО
Стало ясно, что смешанный формат обучения — это реальность: когда часть занятий проходит дистанционно, а часть, где разбираются сложные концептуальные вопросы, — очно. Мы привыкли использовать различные новые средства, тот же Discord для проведения встреч. Пришлось применять разнообразные способы привлечения внимания — это отлично, ведь они вошли в наш процесс обучения и вряд ли уже уйдут.
Роман Нуретдинов,
преподаватель факультета среднего профессионального образования Университета ИТМО
В конце того мультфильма, который мы тут вспомнили, страус, так и не научившийся летать, резюмировал, что главное вовсе не крылья, а ноги. Но мы-то знаем, что работает и то, и другое — если уметь пользоваться и применять с умом. С офлайн- и онлайн-форматами — так же. Опыт дистанта показал, что не стоит их противопоставлять друг другу, для каких-то задач хорош один, для каких-то — другой.
Читайте также: