Образование
#Мнения

Тема в цитатах: где брать людей для технологического прорыва?

Все говорят о том, как нам сейчас важен технологический прорыв. А кто его будет делать?

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media


Алексей Комиссаров

директор президентской платформы «Россия — страна возможностей»


Источник: РИА «Новости»


— Если мы хотим технологических прорывов, технологического суверенитета, то нужно выращивать будущих гениев со школы и решать текущие тактические задачи, чтобы уже сегодня производить достойный технологичный продукт. Где таких людей брать?


Анатолий Каспржак

заслуженный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель магистерской программы «Управление образованием»


Источник: YouTube-канал «Нормальные люди»


— Если мы хотим, чтобы [в школе] был один монолог учителя, чтобы ученики работали только на «приём»… Вот мы, например, за последние десять лет потеряли лидерство в космосе — если мы хотим дальше его терять, то пусть учитель дальше вещает. <…> Если мы хотим двигаться к тому, что учитель будет вещать один, то доля производства России в высокотехнологичных производствах будет ещё ниже.


Александр Асмолов

завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова


Источник: YouTube-канал «Нормальные люди»


— Сегодня произошёл разрыв, когда говорят о качестве образования. Наш ФГОС пока ещё нацелен на творческое мышление. А наш ЕГЭ — на репродуктивное мышление. И оказалось: во ФГОСах учат, как мыслить, а в ЕГЭ — как вспоминать. Поэтому мы оказались на разрыве, как в казни между двумя лошадьми. Ученик с творческим мышлением оказывается в проигрыше.

Контекст

С тем, что таланты для сложных технических инновационных специальностей нужно растить ещё со школы, согласны, пожалуй, все. Для этого запускаются различные государственные инициативы, открываются профильные классы, образовательные проекты для школьников организуют технологические корпорации.

В этом контексте Алексей Комиссаров рассказал на площадке ВЭФ о том, что для поиска юных талантов проводится Национальная технологическая олимпиада, а также конкурс «Цифровой прорыв».

Но Анатолий Каспржак, принимая участие в выпуске «Правда о советских школах» на YouTube-канале «Нормальные люди», подсветил другой аспект технологического прорыва. А именно: для настоящей инновационности нужно развивать свободное, нестандартное — одним словом, творческое мышление. Но это вряд ли возможно в той образовательной модели, когда учитель говорит, а задача учеников — тихо слушать и тренироваться решать задачи шаблонным способом, ещё и послушно выполняя правила вроде «отступить четыре клетки» и не задавая вопросов: «А почему не три и не две?»

Анатолий Каспржак в связи с этим рассказал, что в международном исследовании PISA, которое проводится среди 15-летних подростков, помимо тестов для измерения образовательных результатов школьников, есть анкета для администрации школы. И по его словам, западные учителя в этих анкетах обычно отмечают, что у них в классах довольно шумно. «Шумно почему? Потому что все заняты обсуждением проектной работы, идёт дискуссия, а не монолог учителя?» — предлагает задуматься Каспржак.

«Шумное» школьное обучение, построенное на дискуссии, а не монологе учителя, слишком не похоже на традиционную для нас модель советского образования, которую многие так любят вспоминать как лучшую в мире и мечтают вернуть. При этом упускается из виду, что в основе советской школы была жёсткая дисциплина («Тишина в классе!») и нацеленность на решение шаблонных задач, «в которых всё дано», как выразился Александр Асмолов, участвовавший в том же выпуске «Нормальных людей». Но такой подход, подчеркнул он, тормозил развитие критического мышления и умения мыслить в нестандартных ситуациях — а именно это и требуется для инновационности.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована