Такие данные представлены в информационном бюллетене Высшей школы экономики «Мониторинг экономики образования» №18.
Участие в исследовании приняли 18 тысяч человек, обучавшиеся в 2019/2020 учебном году в очной форме по программам бакалавриата (11 676 человек), специалитета (3030) и магистратуры (2979).
Какая доля студентов собирается работать по профессии
Отмечается, что совмещение работы с учёбой помогает корректировать профессиональный путь. Поскольку при поступлении на бакалавриат или специалитет выбор специальности часто бывает недостаточно осознанным, часть студентов потом замечает разрыв между ожиданиями, связанными с выбранной профессией, и действительностью.
Тем не менее большинство опрошенных в ходе мониторинга студентов всё-таки планирует работать по специальности или считает это вероятным вариантом.
Уже имеющийся опыт работы может стать главным стимулом при выборе дальнейшей траектории. Вероятно, это связано с тем, что работающие студенты начинают лучше ориентироваться на рынке труда, сопоставляя свои ожидания с реальным положением дел.
Те, кто в студенческие годы успел поработать по профессии, на которую учится, чаще планируют оставаться в выбранной сфере и после выпуска из вуза. А вот если студент трудился не по специальности, то возрастает вероятность того, что и после получения диплома он не захочет идти в эту профессию.
Кто чаще всего планирует пойти в изучаемую профессию
Намерение работать (или не работать) по специальности после окончания вуза зависит от направления подготовки.
Работать по специальности чаще всего планируют будущие медики. А среди магистрантов на первом месте по этому параметру те, кто изучает математику и естественные науки.
Реже всего хотят работать по профессии будущие аграрии. Причём это касается студентов как первой, так и второй ступени высшего образования.
Авторы мониторинга отметили, что желание работать в выбранной для изучения сфере может зависеть не только от личных предпочтений и имеющегося опыта работы, но и от доступности рабочих мест в том или ином регионе.
Ещё один важный аспект — возможность применить приобретённые во время учёбы навыки на другой работе, не связанной с полученной специальностью. Если студент обладает узкими компетенциями, то возможностей устроиться по другой профессии у него не так уж и много. У того, кто получил универсальные навыки, больше вариантов возможного трудоустройства.
Кстати, недавно ВЦИОМ провёл опрос о том, чем россияне руководствуются при выборе профессии. Главными факторами оказались личные увлечения, простое стечение обстоятельств, а также уровень зарплаты.