Речь об этом идёт в 34-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг образования». Основой для исследования послужили данные одноимённого проекта и опроса, который провели в рамках консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов». Суммарная выборка составила 23,8 тысячи студентов бакалавриата и специалитета, а также 14 тысяч преподавателей вузов.
В ходе опроса 46% респондентов заявили, что почти никогда не списывают домашние задания, 36% — что делают это лишь эпизодически (не чаще раза в месяц). Ещё 19% поступают так регулярно, причём 5% из них — почти каждый день.
На распространённость списывания, помимо таких очевидных факторов, как плохая успеваемость, частые пропуски занятий и нехватка времени, влияет также удовлетворённость качеством обучения. Оказалось, что чем меньше студент доволен учёбой в своём вузе, тем больше он склонен списывать.
Например, среди тех, кого качество образования полностью устраивает, наибольший процент студентов, которые почти не списывают, — 55%. А вот в числе тех, кто вообще не удовлетворён обучением, наибольшая доля тех, кто списывает постоянно, — 31%, из которых почти половина делает это практически ежедневно.
Похожая ситуация наблюдается и в случаях, когда студенты недовольны своим выбором вуза или специальности либо вообще разочарованы высшим образованием. Так, среди полностью довольных своим выбором больше всего тех, кто почти не списывает, и меньше всего студентов, которые делают это постоянно.
Ещё одна любопытная корреляция: наиболее высока доля списывающих среди студентов, которые учатся на инженерных и технических направлениях, а также на математических и естественных науках. Вероятно, это может быть связано либо с недостаточной подготовкой студентов к учёбе на этих сложных направлениях (и как следствие — с неуспеваемостью), либо тоже с неудовлетворённостью обучением и, как следствие, — с отсутствием мотивации.
Помимо этого, учёные выяснили, что преподаватели российских вузов достаточно лояльны к академическому мошенничеству студентов.
В большинстве случаев (64%), обнаружив неуникальность в работах учащихся, респонденты ограничиваются выставлением плохих оценок, разрешая при этом переписать работу. При этом 13% опрошенных вообще не применяют санкций к списывающим студентам, а ограничиваются замечаниями и беседами с учащимися. А 1% и вовсе игнорирует факт плагиата.
Кстати, ранее исследователи выяснили, что списывание больше распространено там, где используются пассивные педагогические практики.