«Стараюсь дать ученикам тот уровень поддержки и принятия, на которые я сам способен»
Московский учитель информатики — о том, как он сейчас сосредотачивается на работе и помогает сконцентрироваться ученикам.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Владимир Погодин
учитель информатики в «Новой школе».
- Педагогический стаж с 2004 года, учитель высшей квалификационной категории.
- Автор популярной серии пособий для начальных классов «Математические разминки».
- Окончил Московский государственный институт электроники и математики (инженер), МГГУ им. Шолохова (учитель информатики), МГПУ (менеджер образования) и Шанинку (магистр психологии).
- В 2009 году стал финалистом конкурса «Учитель года Москвы», в 2018 году — абсолютным победителем всероссийского конкурса «iУчитель».
На работе сегодня мне позволяют сконцентрироваться три ключевые вещи.
Во-первых, это контакт с собой, в котором я сейчас нахожусь и который стараюсь поддерживать. Он позволяет сохранять равновесие, не концентрироваться преимущественно на внешнем, а искать и находить внутри себя то, что я чувствую правильным.
Во-вторых, мне помогает поддержка, которую я получаю и оказываю. Я поддерживаю тех, кто просит меня о помощи, кому она нужна. И сам получаю её — от близких, от психотерапии, от ощущения сообщества с друзьями и коллегами.
В-третьих, мне помогает то учение, в которое я включён сам и которое позволяет менять контекст, заниматься собственным ростом и развитием, углублять тот самый контакт с собой и сохранять устойчивость.
Удаётся ли во время работы «отключить голову» от происходящего? «Потеря головы — это очень серьёзная потеря», говорил рыцарь Алисе в Зазеркалье. Бегать таким образом от реальности чревато тем, что ты выдохнешься, но останешься на том же месте — то есть прямо по Кэрроллу.
Моя работа — сопровождать учение, личностный рост и развитие детей, порой привлекая для этого какие-то особенности предмета. А для этого очень нужны и голова, и сердце, и дух — в их триединстве. Так что голову приходится включать постоянно, вместе с чувствами и ощущениями, — чтобы идти дальше, выполнять свою работу и не забывать при этом жить.
Если это помогает сконцентрироваться мне, как педагогу, то трудно назвать универсальные рецепты для помощи ученикам, это в значительной степени индивидуально. Я помогаю им прислушаться к себе и верю в то, что они способны приближаться к наиболее благоприятным для себя жизненным выборам. Эти выборы, в чём я всё время убеждаюсь на опыте, связаны в первую очередь с сохранением и развитием человеческих отношений и человечного в себе.
Любой школьный класс или группа — это уникальное сообщество уникальных личностей. И каждая из них нуждается в принятии, понимании и открытости своему опыту, чтобы они могли сосредоточиться на том, что в данный момент имеет наибольшее значение. Верю, что для тех, кто приходит ко мне учиться, имеет значение их собственное учение, и мы уделяем ему внимание.
Вместе с сопровождением учения я стараюсь дать своим ученикам тот уровень поддержки и принятия, на которые я сам способен. И при этом не прятать собственную личность за ролевой маской «урокодателя», а оставаться живым человеком. Вот так, в живых отношениях и взаимодействии, мы учимся — и я, и они.