Только у 12% российских вузов налажен систематический сбор студенческой оценки преподавания. Такие данные озвучили в рамках доклада «Как устроена студенческая оценка преподавания в России: анализ нормативных документов и анкет» на пятнадцатой Международной конференции исследователей высшего образования в НИУ ВШЭ. Доклад представили заместитель начальника управления качества образовательного процесса ИТМО, аспирантка Аспирантской школы по образованию Кристина Тишкина и аналитик Лаборатории образовательного права ВШЭ Евгений Пучков. Рассказываем подробнее, что удалось выяснить.
Как проводили исследование
Авторы исследования хотели понять, как вообще устроен «ландшафт систем» оценивания преподавателей в России — иными словами, насколько такая практика в целом распространена. Кроме того, их интересовало, как выглядят системы студенческой оценки преподавания (СОП) и удалось ли превратить такую оценку в управленческую практику.
Чтобы это выяснить, исследователи вручную собирали информацию о 697 российских высших учебных заведениях, затем соединяли, отбирали и анализировали эти данные.
В выборку попали те вузы, которые включили указание на СОП в каком-либо локальном нормативном акте, а также информируют об этом на своих сайтах (даже если не выкладывают в Сеть результаты). А вот исключили из выборки тех, кто не публикует отчёты о СОП систематически, а также тех, кто оценивает исключительно дисциплины (а не конкретных преподавателей) или включает в анкеты размытые формулировки (например, просит перечислить лучших или худших преподавателей). Отметим: сами авторы называют результаты промежуточными, но тем не менее они заслуживают внимания.
Что удалось выяснить исследователям
Оказалось, что СОП по критериям, которые применили исследователи, есть только у 87 вузов. Ещё 123 учебных заведения не предоставляют доступ к нужным исследователям документам, так что подтвердить, есть ли у них СОП или нет, пока не удалось. В остальных же 487 вузах студенческой оценки преподавания как постоянной практики нет.
Как выяснили исследователи, большинство вузов собирает обратную связь от студентов онлайн. При этом чаще всего для опросов используют LMS или сайт вуза (28,7%), в меньшей степени — специализированные сервисы вроде опросников Яндекса или Google (16,1% в общей сложности). Ещё в 18,4% вузов обратную связь собирают онлайн, но не уточняют способ. А 5,7% вузов проводят бумажное анкетирование.
Исследователи считают, что это достаточно тревожные тренды — например, в тех же автоматизированных формах данные часто приходится вбивать вручную (иными словами, студенту нужно, например, самостоятельно набрать фамилию преподавателя). Это значит, что результаты будет трудно собрать и оценить, а значит, и эффективность всей практики сбора обратной связи под сомнением.
Отдельно авторы исследования проанализировали, кто участвует в сборе обратной связи. Среди вузов, где проводят подобные анкетирования, большинство (77%) опрашивает всех студентов без исключения. Однако есть и другие варианты получения обратной связи.
«В нескольких вузах оценка сама по себе не проводится, но если декан, ректор или глава кафедры захочет, её можно провести в отношении конкретного преподавателя. Для чего и зачем она используется, вопрос остаётся открытым. В нескольких вузах в „нормативке“ прямо написано, что идёт какая-то выборка, но не всегда описано, как она формируется», — отметил Евгений Пучков.
Авторы исследования отмечают: чаще всего (в 28,7% вузов) данные собирают скорее для отчётов и рекомендаций — то есть в стол, так что назвать это управленческой практикой нельзя. При этом, как считает Кристина Тишкина, это может демотивировать студентов участвовать в подобных опросах, ведь выходит, что это не приводит к изменениям. Однако в ряде вузов мнение учащихся всё же учитывают — в 13,8% вузов опросы приводят к конкретным кадровым решениям.
Ранее у разных исследовательских команд возникали вопросы к качеству СОП в России и в других странах, а также к использованию результатов таких опросов для управленческих решений. Например, один международный опрос показал, что то, как студенты оценивают обучение, сильнее всего зависит от их личностных черт — от склонности к хорошему или плохому настроению и от удовлетворённости жизнью в целом. А по российским данным известно, что студенты, мало вовлечённые в учёбу (те, кто регулярно пропускает занятия и редко проявляет на них активность), меньше остальных групп удовлетворены обучением.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Студентам важнее, чтобы у преподавателя было мышление роста, а не дружелюбный характер
- Как воспринимают одного и того же преподавателя в зависимости от формата лекции
- Названы ключевые для обучения особенности коммуникации преподавателей со студентами
- Голос лектора и особенности речи: как они влияют на обучение