Об этом 24 ноября на Всероссийской конференции «Образовательная инициатива: школа будущего» рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
Как проводили исследование
Музаев отметил, что в 2018 году в России впервые начали оценивать предметные и методические компетенции школьных учителей, а также добавил, что первые результаты были не очень хорошими. За время проведения таких ежегодных мониторингов ведомство начало работать с предметными сообществами — результаты этих процедур направляют в региональные институты повышения квалификации. По словам руководителя ведомства, это служит хорошей базой для подготовки курсов для педагогов.
В разные годы оценивали преподавателей разных дисциплин. А в 2022-м сосредоточились на ИКТ-компетенциях. Это была апробация модели оценки таких навыков. Участникам нужно было решить по пять заданий, направленных на выявление уровня общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических ИКТ-компетенций.
В исследовании приняли участие почти 5,2 тысячи учителей математики, информатики, истории и биологии из 75 регионов.
Что узнали
Оказалось, что у 78,5% педагогов ИКТ-компетенции находятся на базовом и более высоких уровнях. По словам Музаева, таких хороших результатов ранее не было ни по одной предметной области. Он считает, что это последствия эпидемии COVID-19 — точнее, перехода на дистант. Раньше, по его словам, главной проблемой было не поставить цифровое оборудование в школу, а стимулировать учителей его использовать.
«Вот эта шоковая терапия, когда всем пришлось в одночасье организовывать видеоуроки, IT-компетенции, видно, очень сильно подтянула», — отметил руководитель Рособрнадзора.
Также стало известно, что лучше всего рассматриваемые навыки развиты у учителей математики — их средний балл равен 62,98. За ними следуют учителя истории со средним показателем в 59,09 балла. Далее — информатики (58,34 балла) и биологии (52,11).
Однако дефицит навыков всё равно по-прежнему есть, в том числе это касается навыков, связанных с применением электронного обучения и дистанционных технологий, хотя уж их-то, казалось бы, учителя должны были освоить в пандемию. Кроме того, сложности наблюдаются с использованием:
- интерактивного оборудования;
- мультимедийного оборудования;
- ИКТ для реализации дифференцированного подхода к обучению и формирования индивидуальных траекторий;
- ИКТ для формирования познавательной мотивации на уроках.
Кстати, результаты мониторинга Рособрнадзором согласуются с итогами прошлогоднего исследования, которое провела «Образовательная инициатива „Яндекса“». Тогда 87% его участников успешно прошли тест на цифровую грамотность.