Образование
#новости

Стало известно, как хотят оценивать программы развития передовых инженерных школ

Такие школы могут создаваться на базе вузов.

Появились критерии, на соответствие которым планируется оценивать программы (или их проекты) развития передовых инженерных школ. Они прописаны в проекте соответствующего приказа Минобрнауки.

Что такое передовые инженерные школы

Напомним, в рамках федерального проекта о передовых инженерных школах в России планируется до 2030 года создать 30 таких организаций. Этим займутся Минобрнауки, образовательный центр «Сириус» и высокотехнологичные компании. Основная цель проекта — подготовить востребованные квалифицированные кадры для высокопроизводительных секторов экономики, ориентированных на экспорт.

Предполагается, что проект поможет решить проблему дефицита современных профессиональных навыков у выпускников вузов. Инженеры, которых подготовят благодаря инициативе, овладеют современными технологиями, будут знать экологические стандарты и запросы экономики. Предполагается, что они смогут работать в исследовательских проектах, направленных на решение актуальных задач, касающихся технологического развития России.

Подготовка будет вестись по наиболее актуальным направлениям развития техники и технологий. Среди них:

  • беспилотные транспортные системы;
  • искусственный интеллект и большие данные;
  • новые материалы и аддитивные технологии;
  • передовые производственные технологии;
  • разработка и применение цифровых двойников;
  • робототехника и мехатроника;
  • технологии сенсорики;
  • технологии беспроводной связи и «интернета вещей»;
  • цифровое проектирование и моделирование.

Какие критерии придумали для программ развития этих школ

Из разработанного Минобрнауки проекта следует, что на гранты для открытия школ могут претендовать вузы.

Для оценки программ развития предусмотрено пять групп тематических индикаторов. Они касаются:

  • амбициозности целей и результатов программы;
  • академического признания и потенциала образовательной организации;
  • степени проработанности программы;
  • системы управления передовой инженерной школой и её взаимодействие с высокотехнологичными компаниями — партнёрами;
  • объёма внебюджетных средств, привлекаемых организацией со стороны высокотехнологичных компаний.

В каждой из этих групп по два-три индикатора, помогающих более детально оценить каждый из вопросов. По итогу оценки можно получить 50 баллов — каждая из групп критериев даёт максимум по 10.

Как хотят проводить экспертизу

По задумке, экспертизу программ развития передовых инженерных школ будет осуществлять Центр социологических исследований (ФГАНУ «Социоцентр»). К этой работе планируется привлекать экспертов, которых отберёт Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

К оценке каждой из заявок хотят привлекать не менее двух экспертов. Согласно проекту приказа, они будут оценивать программы независимо друг от друга. После этого анкеты с их мнениями передадут во ФГАНУ «Социоцентр». Там, в свою очередь, подготовят сводные экспертные заключения и отчёты по оценённым программам. По факту предполагается выводить среднее значение из баллов, выставленных экспертами. После всей этой работы отчёты планируется направлять в Минобрнауки — оно и объявит получателей грантов на создание школ.

Экспертами могут стать представители вузов и научных учреждений или организаций реального сектора экономики. Для разных видов экспертов предусмотрены разные перечни требований.

Представители университетов научных организаций должны соответствовать как минимум трём критериям из длинного списка. Среди них, например, пятилетний стаж педагогической или научной работы в текущей организации, наличие учёной степени кандидата или доктора наук, не менее трёх изданных учебников, пособий, монографий или полученных патентов и свидетельств, не менее десяти публикаций в научных изданиях, индексированных в российских или международных базах данных.

Представители организаций реального сектора экономики должны соответствовать минимум двум критериям из шести. Это высшее образование, пятилетний стаж работы в текущей организации, должность не ниже заместителя директора департамента, получение дополнительного профессионального образования в течение последних пяти лет, членство в профессиональных ассоциациях, наличие государственных или международных премий и наград.

Кроме того, эксперты не могут работать в вузах, экспертизу программ которых они проводят.

Кстати, ранее стало известно, когда начнётся отбор организаций под создание передовых инженерных школ. Об этом в конце января рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Тогда же он заявил, что уже собран пул экспертов, которые будут оценивать заявки на открытие этих школ.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована