Инициативы, названные Чернышенко, входят в федеральный проект «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли». Речь идёт прежде всего об открытии в вузах цифровых кафедр и обучении школьников современным языкам программирования. Об этом Дмитрий Чернышенко говорил 25 января на совещании о ходе реализации и результатах инициатив социально-экономического развития России до 2030 года.
Про цифровые кафедры
Об их создании заговорили ещё в мае 2021 года, автор инициативы — Минцифры. По задумке ведомства, на таких кафедрах студенты «неайтишных» направлений смогут получать IT-компетенции параллельно с изучением основной программы. Сейчас идея стала частью указанного федерального проекта, который недавно включили в национальную программу «Цифровая экономика». Предполагается, что полученные IT-компетенции помогут выпускникам правильно ставить рабочие задачи по цифровизации.
На совещании, которое прошло 25 января, Чернышенко отметил, что вузы — участники программы «Приоритет-2030» уже создают такие кафедры.
«В 2022 году в 106 вузах на цифровые кафедры будут зачислены уже более 80 тысяч студентов, к 2024 году — более 385 тысяч студентов. В итоге к 2030 году допквалификацию по IT-профилю получат 1 миллион 135 тысяч студентов», — резюмировал вице-премьер.
Он добавил, что планируется отслеживать трудоустройство выпускников цифровых кафедр, а высокий процент получивших работу станет показателем того, что программу обучения составили грамотно.
Про обучение школьников
Речь идёт о дополнительном, факультативном образовании для учеников 8–11-х классов. Обучение будет проходить как офлайн, так и онлайн. О включении этой программы в федпроект стало известно в сентябре. Причём уже тогда сообщалось, что обучать школьников будут в партнёрстве с IT-компаниями. По задумке, ребята по желанию смогут пройти двухлетние курсы по программированию.
Чернышенко отметил, что в 2021 году в 10 субъектах — Белгородской области, Якутии, Республике Башкортостан и других — запустили пилотный проект, в рамках которого к обучению уже приступили 10,5 тысячи школьников.
«По первым результатам пилота мы уже поняли, что с онлайн-курсами особых сложностей нет, и поэтому готовы рассматривать и офлайн-форму обучения. Мы уже пообщались с организациями-участниками и определили варианты таких занятий», — сказал вице-премьер.
Ожидается, что в этом году на курсы зачислят не менее 100 тысяч учеников, а к 2024-му число школьников, прошедших курсы, составит более 240 тысяч. К 2030-му власти рассчитывают обучить более 1,2 млн ребят, которые затем будут разрабатывать программные продукты.
Планируется следить за дальнейшей образовательной траекторией слушателей этих курсов — сколько из них продолжат изучать IT в вузах.
«После завершения обучения 240 тысяч школьников пойдут учиться на IT-специальности в вузы и более 385 тысяч выпускников, обученных на „цифровых кафедрах“, выйдут на рынок в сферу IT, они будут крайне востребованы», — заявил Чернышенко.
Про допобразование для взрослых россиян
Чернышенко напомнил о ещё одном проекте под названием «Цифровые профессии». О нём стало известно в июле.
Суть проекта в том, что жители России могут пройти дополнительное обучение в сфере IT за половину стоимости курсов — вторую часть оплачивает государство. В программе участвует множество курсов таких образовательных организаций, как Университет Иннополис, «СберУниверситет», GeekBrains и «Нетология».
Пройти обучение в рамках этого проекта можно будет в течение всего времени проведения нацпрограммы «Цифровая экономика» — до конца 2024 года.
Зачем всё это нужно
По словам вице-премьера, сейчас в России не хватает примерно миллиона IT-специалистов. Все перечисленные меры должны помочь закрыть этот дефицит до 2030 года.
Ещё для этого увеличивают число бюджетных мест на IT-направлениях в вузах. Например, в 2021 году направление информатики и вычислительной техники — среди лидеров по приросту бюджетных мест: их стало больше на 14%.